Опубликовано: 190

А то, что кроме, ты не исправишь с помощью зонта

А то, что кроме, ты не исправишь с помощью зонта

На примере Восточного Казахстана специалисты разрабатывают модели климата и примерные решения, как адаптировать экономику страны к капризам погоды.

Агенты влияния

Разговор о погоде давно вышел за рамки светской беседы. Новости о тайфунах, цунами, природных пожарах, пиках экстремального холода и невыносимой жары лучше любых справочников рассказывают, что такое глобальное потепление. “Будущие поколения унаследуют более неблагоприятную для обитания планету”, – значится на сайте Всемирной метеорологической организации.

Нашей страны климатический маятник коснулся пока слегка. У нас нет таких масштабных наводнений, как в прибрежных и островных государствах. Нет таких природных пожаров, как в Калифорнии. Но и не замечать участившихся погодных “приветов” невозможно.

По данным Казгидромета, с 1980-х годов повторяемость теплых лет резко увеличилась, а 7 из 10 самых жарких за более чем 70-летний период (начиная с 1941 года) пришлись уже на XXI век.

Самым теплым на сегодня стал 2013-й с превышением долгосрочных среднегодовых показателей на 1,93 градуса. До этого рекордным считался 1983 год с аномалией в 1,86 градуса. В целом повторяемость теплых дней растет на 1–2 процента каждое десятилетие, зато повторяемость холодных ночей, наоборот, сокращается на 1–3 процента. Почти по всей территории усиливаются сезонные колебания: если летом дождей все меньше (на 1–5 процентов каждые 10 лет), то зимой снега, наоборот, все больше (на 1–10 процентов).

Вдвое-втрое по сравнению с 1990-ми выросло число экстремальных снегопадов и ливней. Чаще стали явления – град (на 30 процентов) и сильный ветер (на 20 процентов).

– До сих пор идет определенная дискуссия о причинах и прогнозах, – отметил национальный эксперт Виталий ЧЕРНЕЦКИЙ. – Есть мнение, что это лишь фаза естественных циклических климатических колебаний. Но большинство ученых все-таки говорят об антропогенном факторе, или парниковом эффекте. Вопрос в том, какой именно вклад в глобальное потепление вносит влияние человека, а какой – сама природа. Казахстанский ученый назвал причину ураганов и холодной весны

Как утверждают специалисты, наука сегодня не в силах реально спрогнозировать климат. Цикличность некоторых процессов, например ледниковых периодов, составляет 100 тысяч лет. Попробуй тут предскажи – да и есть ли в этом смысл? Но даже если взять отрезки времени, соизмеримые с человеческой жизнью, невозможно выявить все агенты влияния на природу. Сколько в XXI веке или даже в грядущем десятилетии будет извержений вулканов? Сколько землетрясений? Ученым неизвестно. Чтобы ответить на этот вопрос, пока нет ни методик, ни технологий.

Главный фундамент, на который опираются климатологи, – это информация об объемах выбрасываемого в атмосферу углекислого газа и соответственно задержанного в атмосфере тепла. То есть данные по парниковому эффекту.

Предприняты даже попытки взять их под контроль через принятие международных экологических обязательств (Киотский протокол 1992 года и Парижское климатическое соглашение 2015 года). Но насколько добросовестно выполняются странами взятые обязательства?

Между холодно и горячо

– Специалисты занимаются не столько прогнозами, сколько климатическими моделями и на их основе сценариями последствий, – пояснил эксперт. – Например, при сохранении нынешних темпов потепления среднегодовая температура воздуха повысится на 2,4 градуса к 2050 году, а к 2085-му на 3,2 градуса. Урожаи яровой пшеницы в жару и засуху могут снизиться, зато для озимых наступят более благоприятные условия. Можно спрогнозировать риски в секторе энергетики.

Прибрежные нефтяные месторождения столкнутся с колебанием уровня Каспия, а мы же понимаем, что нефть и газ – это 60 процентов казахстанского экспорта.

В северных и горных регионах при экстремальных паводках повысится уязвимость инфраструктуры, возрастут затраты на содержание дорог и мостов. Будут потери, связанные со снижением скорости движения. Можно спрогнозировать возрастание опасности лесных пожаров, расширение степных зон и, напротив, сокращение чувствительных альпийских угодий. С другой стороны, глобальное потепление дает новые возможности для сельского хозяйства. Это позитивный момент. Но вот чего будет в сумме больше – негатива или позитива?

С прошлого года Восточный Казахстан стал пилотной областью по разработке регионального плана адаптации к изменению климата.

Для специалистов этот регион бесценен как континент в миниатюре. Здесь больше 800 рек, большие водохранилища, малые озера, все природные ландшафты – от пустынь и полупустынь до лесов и гор. Здесь центр цветной металлургии, действуют предприятия машиностроения, энергетики, стройматериалов, химической, деревообрабатывающей, легкой, аграрной промышленности. Климат в регионе резко континентальный, с большой амплитудой температур. Словом, территория-универсал. Пилот был запущен, чтобы получить опыт для дальнейшей разработки Национального адаптационного плана. В частности – прощупать законодательство, понять, как вести планирование с учетом климатических изменений. Как отметил Виталий Чернецкий, в адаптационных мерах нуждается абсолютно каждый сектор экономики.

– Мы должны учитывать, что общество и природа взаимно влияют друг на друга, – отметил эксперт. – Вот условный пример: мы говорим об экологически чистых электроавтобусах, электромобилях, они не дают выхлопных газов.

Но кто-нибудь учел, сколько “грязных” технологий задействовано, чтобы произвести сам транспорт, аккумуляторы и необходимую электроэнергию?

Национальный адаптационный план должен содержать такие оценки. В то же время на уровне регионов необходимо учитывать вероятность нетипичных или несвоевременных экстремальных метеорологических явлений. Вспомним минувшую зиму, она была малоснежной, очень морозной и в сочетании с нетипичными для марта потеплением и дождем привела к ранним паводкам. Или осень 2016-го: в ноябре прошли ранние снегопады с морозами, из-за чего возникли проблемы с уборкой подсолнечника.

А если подумать?

Главная трудность, с которой столкнулись эксперты в ходе пилота, это нехватка сведений и знаний о влиянии климатических изменений на местную экономику. На эту тему нет ни связной статистики, ни научных исследований. Рабочей группе, по сути, досталась непаханая целина.

Эксперты в черновике адаптационного плана указали на необходимость серьезного изучения возможного распространения известных и новых заболеваний среди растений и аквакультуры, или, попросту говоря, рыбы.

“Для некоторых видов, например карповых, потепление воды положительно скажется на икромете и нагуле, – значится в тексте черновика. – Для сиговых и лососевых, наоборот, может ухудшить условия для разведения. Также с потеплением увеличится риск агрессивных видов водных животных и нетипичных для Восточного Казахстана болезней. Здесь требуются дополнительные исследования”.

Тем не менее специалисты обозначили самые чувствительные сферы: сельское хозяйство, энергетика, туризм, инфраструктура. И выработали предварительные меры. Например, рекомендовано переходить на точное, или цифровое земледелие. Безотлагательно восстанавливать инфраструктуру орошаемых полей. Ремонтировать и создавать плотины небольшой и средней вместимости для накопления речной и паводковой воды.

От строительства крупных гидротехнических сооружений эксперты предостерегли – это рискованно в моменты высоких и экстремально высоких стоков. Животноводам посоветовали обустраивать отгоны и водопои на пастбищах.

– Всех волнует вопрос воды, – поделился мнением Виталий Чернецкий. – На протяжении последних 20 лет область использует примерно один и тот же объем на свои хозяйственные нужды. Ресурсов Иртыша для этого хватит по крайней мере еще на несколько десятилетий, особенно с учетом прогнозируемого увеличения осадков. Как пострадает Казахстан от глобального потепления

В то же время, по словам эксперта, нужно учитывать трансграничный статус реки и влияние заборов воды Китаем.

По некоторым оценкам, в период маловодных лет выработка электроэнергии на Иртышском каскаде гидроэлектростанций может снизиться на 10–30 процентов.

К этому надо быть готовым. Кроме того, надо переходить на современные экономные технологии полива. Сегодня, к сожалению, из 73 гидротехнических сооружений, находящихся в коммунальной собственности, больше половины требуют различного вида ремонта.

В целом, как заключил эксперт, работа над адаптационным планом должна стать постоянной. Перечень уязвимых мест, объектов и превентивных мер придется регулярно обновлять.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи