Опубликовано: 1500

А если завтра война: что нового ждет граждан в новом законе “О военном положении”

А если завтра война: что нового ждет граждан в новом законе “О военном положении” Фото - Тахир САСЫКОВ

Казахстан – страна мирная, но военные билеты всё же надо получить всем военнообязанным. Об этих и других нормах обновленного законопроекта “О военном положении” сразу после новогодних каникул рассуждали мажилисмены.

Тот, кто не слушал выступление первого заместителя министра обороны – начальника Генерального штаба Вооруженных сил РК Мурата БЕКТАНОВА с самого начала, мог бы подумать, что Казахстан готовится к войне.

Ну чего это вдруг министерство обороны решило иначе прописать правила создания советов безопасности областного и даже районного уровня, наделить главу государства дополнительными полномочиями по формированию этих советов и координированию работы Генштаба, а также по определению порядка мер военного положения в мирное время?

– Президент Казахстана в мирное время определяет порядок применения мер военного положения, утверждает положение о Ставке Верховного Главного командования Вооруженных сил Казахстана, положение о советах обороны областей, городов республиканского значения, столицы, положение об организации деятельности правительства Казахстана в период военного положения, а также положения о государственных органах, непосредственно подчиненных и подотчетных ему, на период военного положения, – перечислил предлагаемые изменения в полномочиях главы государства Мурат Бектанов.

Когда в июле прошлого года мин­обороны пришло в парламент с законопроектом, в нем отмечалось, что на период военного положения Президент в том числе вводит чрезвычайный государственный бюджет, устанавливает особый режим работы транспорта, коммуникаций и энергетики и запреты или ограничения на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, забастовок.

Но в самом начале своей речи Мурат Бектанов подчеркнул, что поправки нужны для того, чтобы казахстанское законодательство соответствовало международным нормам.

Ну вот, например. Пару лет назад в нашей стране разрешили не приносить военный билет в отдел кадров или деканат. Так только по итогам 2019 года из 48 тысяч военнообязанных военный билет получили, по данным минобороны, чуть более 30 тысяч человек.

– Теперь моделируем ситуацию: завтра у страны появится необходимость в этих военнообязанных. Каким образом в считаные часы десятки тысяч военнослужащих будут обеспечены военными билетами? – задался вопросом спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН.

Кроме того, наличие бумажного военного билета оговорено Женевской конвенцией “Об обращении с военнопленными”. Так что, согласно поправкам в Закон “О военном положении”, принятым на неделе в первом чтении, каждый военнообязанный должен будет получить военный билет. Что делать с уклонистами – депутаты и чиновники должны решить до второго чтения. Пока наказание для них не прописано.

Не отрегулирована законом и ответственность за строительство гражданских объектов вблизи складов с боеприпасами.

– Вы следующей Арыси ждете, что ли? У вас есть правила установления двух категорий: запретные зоны и запретные районы. По запретным зонам – 400 метров, запретные районы – до 3 километров. Это вы утверждаете правилами. Всё верно? Но эти правила абсолютно не соблюдаются!

Из 58 объектов хранения боеприпасов по стране вокруг 18 имеются различные объекты. В большей степени это производственные объекты, жилые дома, дорожная и энергетическая инфраструктура.

Другими словами, правила есть, а рычаги контроля не установлены, – набросился на вице-министра обороны Нурлан Нигматулин.

В конце своей гневной тирады спикер всё же признал, что не только профильное ведомство должно заниматься этим вопросом. Причем решать, где можно строить, а где – нет, лучше не через нормативные акты, а через отдельный самостоятельный закон.

– Надо нам взяться и разработать силами депутатов профильного комитета такой законопроект с участием заинтересованных органов и пересмотреть требования, в том числе – по границам запретных зон и районов. Даже в зависимости от вооружения эти метры и километры должны быть разными. Мы же по Арыси увидели, что на одном складе лежит вооружение, которое летит на 100 метров, а какое-то – за километры. Какие там 400 метров удаление? – очертил тезисы предполагаемого законопроекта Нигматулин.

Впрочем, в рамках обсуждаемого законопроекта “О военном положении” тоже есть что решать.

– Согласно закону, военнообязанным и призывникам, призванным на воинскую службу при мобилизации в военное время, проводится полный расчет по месту работы или службы, сохраняется право на жилплощадь. Выплачиваются государственное обеспечение, пособия и пенсии их семьям. Имеется ли механизм отсрочки или погашения банковских кредитов заемщиков, призванных на воинскую службу по мобилизации? – волнуется мажилисмен Жанат ДЖАРАСОВ.

Заместитель председателя Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Нурлан АБДРАХМАНОВ признался, что даже война не позволит казахстанцам откосить от кредита, но пени и штрафы за несвоевременные платежи всё же можно будет не платить:

– В настоящее время прямой отсрочки по выплате основного долга и вознаграждения по кредиту не существует. Вместе с тем хочу отметить, что ст. 359 Гражданского кодекса предусматривает возникновение обстоятельств непреодолимой силы, при наступлении которых, если это повлияло на платежеспособность заемщика, штрафных санкций не возникает. То есть, если должник привлечен к мобилизации, просрочки и пеня начисляться на его заём не будут, – говорит он.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи