Самые северные рисоводы
Мария Тян попала в Казахстан в 1937 году во время депортации корейцев с Дальнего Востока. Ее семью – мать, отца и шестерых детей, где 9-летняя Маша была старшей, погрузили в товарный вагон, в котором уже находилось больше сотни “пассажиров”. Теснота спасала от холода да пронизывающего ветра. Поезд шел почти неделю. На редких остановках охранники приносили одно-два ведра баланды. В дороге умерла самая младшая – двухлетняя сестренка. Ее тело, завернутое в тряпки, пришлось оставить у железнодорожного пути. Семью Тян вместе с другими депортированными поселили в Каратальском районе Талды-Курганской области в длинных низких бараках. Говорили, что их строили для скота, но он неожиданно вымер…
На Дальнем Востоке корейцы сажали рис. Вот власть и решила, что в Талды-Курганской области следует поднимать рисоводство. Хотя ни климат, ни почва здесь этому не способствовали. Так в Советском Союзе появился самый северный рисоводческий регион.
Обувь из велосипедных шин
Отец Маши умер спустя полгода после переселения. Сама она в 13 лет уже работала на колхозных рисовых чеках. В бригаде были старик-поливальщик, звеньевая на шилке (плуг мощностью в одну человеческую силу) да три ровесницы Маши.
В те времена колхозы решили снабдить… велосипедами. Как знак растущего благосостояния. Из велосипедных шин колхозники наловчились делать калоши. В бригаде, где работала Тян, это была единственная обувь. Наступал 1941 год…
В конце 40-х Маша впервые попала в городскую поликлинику. У нее были совершенно больные ноги, наморозившиеся в воде рисовых чеков. В 23 года получила III группу инвалидности. Девушку перевели на более “легкую” работу – дояркой на ферму. Таскать 40-килограммовые фляги. Самое же яркое впечатление от посещения поликлиники – маникюр у женщины-доктора. Особый шок вызвало то, что маникюр может быть и на ногах.
Светлая полоса
В 1950-х Мария уехала учиться в Алма-Ату. Получила диплом географического факультета университета по специальностям синоптик-климатолог и учитель географии средней школы.
В Алма-Ате вышла замуж за Ли Чан Хо, который защитил диссертацию и был направлен основывать кафедру политэкономии в Казахский химико-технологический институт в Чимкент. Там получили двухкомнатную квартиру. У них родились три дочери. В 1970 году Мария Афанасьевна впервые встала в очередь на расширение жилья. Дочери подрастали, и по метражу квартира уже не соответствовала проживанию в ней пяти человек.
Дочери
Одна из дочерей Марии Тян – Светлана – стала санитарно-эпидемиологическим врачом. В 1986 году от профсоюза она получила туристическую путевку в Югославию. Но тут оказалось, что в Киеве проводятся курсы повышения квалификации. Светлана, не задумываясь, отказалась от Югославии и отправилась в Украину. В эти же дни взорвалась Чернобыльская АЭС. Весь курс санэпидемиологов, проходивших практику в Киеве, направили в зону бедствия. Светлана вернулась с облучением. Родить смогла только в 1995-м. Мальчик родился с врожденным диагнозом шизофрения.
Другая дочь – Елена – в 1991-м удочерила семидневную девочку, от которой отказалась родная мать. Еще через год ее уволили в связи с сокращением. Несмотря на все усилия, найти работу Елена не могла. Напряжение оказалось выше ее сил. В 2006 году врачи подтвердили у нее умственное помешательство.
“Исповедь” чиновника: что мы можем сделать?
В 1991-м Мария Афанасьевна попробовала узнать, как продвигается очередь на квартиру. Выяснилось, что очередь 1970 года давно уже канула в Лету. Она встала в очередь еще раз. В 2004 году на запрос пенсионерки из городского акимата Шымкента вновь пришел ответ, что ее в списке очередников нет.
Она стала сама искать свои документы. В 2008-м нашла-таки подтверждение своей очереди в городских архивах. Документы однозначно показывали, что Тян приравнена к участникам ВОВ и еще в 1991 году была в льготной очереди на квартиру шестой по счету. Женщина обратилась в суд. Он вынес однозначное решение о восстановлении ее в числе первоочередников на получение жилья.
Городской акимат включил Марию Тян в очередь за номером 144. После вмешательства областного суда, департамента по делам обороны и других учреждений очередь передвинули на номер 94.
Когда реально придет время новоселья, в акимате сказать не берутся. Сейчас в квартире площадью 54 кв. метра проживают пятеро членов семьи Тян, из которых двое душевнобольных, двое подростков, и сама Мария Афанасьевна – инвалид и ветеран труда, приравненная к участникам ВОВ.
Чиновник городского акимата, не пожелавший назваться, так прокомментировал ситуацию:
– Вы думаете, у нас специально занимаются отписками? А что мы можем сделать? С 2000 года слияние очередей было несколько раз, квартир очень мало. А в очередях у людей такие истории, что по каждому Шекспир плакать будет…
Официально в списке очередников на квартиру в Шымкенте сейчас свыше 4 тысяч человек.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
"Очень хочется видеть экологию в первых строчках приоритетов" - мажилисмен трогательно обратился к алматинцам
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Новую ТЭЦ построят в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу