Опубликовано: 1400

20 лет учить язык…

22 сентября исполнилось 20 лет со дня принятия Закона “О языках в РК”. А осенью прошлого года я побывала на презентации нового казахско-русского электронного словаря. На этой же презентации присутствовали представители Комитета по языкам. Тут же выяснилось, что наши чиновники, получающие на развитие государственного языка миллионы тенге из бюджета, не имеют совершенно никакого отношения к выпуску этого электронного словаря!

Более того, в тот же день информ­агентства распространили информацию о том, что бывший председатель Комитета по языкам Министерства культуры и информации Ерден Кажибек обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями и расхищении бюджетных средств, выделенных на выпуск онлайнового казахско-англо-русского словаря-переводчика. Который так и не был выпущен.

Зато подобный электронный словарь был выпущен российской компанией, которая подошла к делу основательно: изучила рынок спроса, собрала все словари, учла пожелания бизнесменов, студентов и преподавателей языка.

Прошел почти год. Нашли ли того чиновника? Вернули ли расхищенные средства? И что сдвинулось в изучении казахского языка?

На прошлой неделе в Астане в Фонде развития государственного языка при Президенте занимались очередной “раздачей слонов” – награждали авторов оригинальных методик изучения казахского языка. Заявок было пятнадцать. Но на деле с трудом наскребли претендентов на первые три премии.

Причем, по словам Елены РОМАНЕНКО, автора методики, получившей третье призовое место, организаторы конкурса все перепутали и вместо третьего присудили ей вначале второе место, но потом диплом у нее отобрали и вручили Карагандинскому центру изучения языков.

Первое же место досталось самоучителю “Тiлашар”. Конечно, отрадно, что уже известные методики все еще пользуются популярностью, но разве ничего нового и революционного за эти годы так и не было придумано?

Лично я сильно сомневаюсь. К нам в редакцию то и дело звонят авторы различных методик и умоляют написать о них хоть слово, чтобы люди знали: есть такие книги! Но если мы будем заниматься отбором и популяризацией учебных методик, то что же тогда будут делать те, кто на цели популяризации языков и методик ежегодно требует денег из бюджета, а потом раздает “для галочки” премии уже известным авторам?

Впрочем, по мнению участников награждения, фонд отчего-то больше внимания уделил созданию… рекламных роликов. Но это как раз понятно – на один ролик денег нужно много и сразу. Чего там париться, искать и тестировать новые методики, пропагандировать их… А так и деньги освоены быстро, и результат налицо.

Только вот какое лицо будет иметь наше государство, где изучение и продвижение государственного языка идет так медленно и со столь страшным скрипом? Где за издание и переиздание учебника по казахскому требуют “откаты”, а заказы на составление учебников отдают по знакомству, а не по принципу “кто лучше”...

…Есть еще одно предложение. Одним из самых лучших способов выучить язык считается метод погружения в языковую среду. Вот уж где не нужны ни методики, ни ролики – поневоле вскоре заговоришь на другом языке! Так может, деньги раздать казахстанцам, знающим язык, и пусть они научат своих соседей и друзей? Чем эта идея хуже других?

А на днях к нам в редакцию позвонила преподаватель курсов французского языка. Она создала свою методику. Считает, что и к казахскому языку она тоже применима!

Так что энтузиастов, желающих изучать казахский и учить казахскому, у нас более чем достаточно. Когда начнем?

Жанар КАНАФИНА, шеф отдела политики и социальных проблем

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи