Когда младые наши циники припечатывают кого-либо из сверстников характеристикой: "Вот больной!", они даже не подозревают, насколько близки к истине.
По данным научного центра медицинских и экономических проблем здравоохранения РК, около 70 процентов казахстанской молодежи страдает различными хроническими заболеваниями.
Возьмем среднестатистический экземпляр лет примерно двадцати и посмотрим, как складывается у нас в стране его история болезни (фу ты, история жизни). Родился он, скажем, в Акмолинской области - образование токсичных отходов, загрязнение атмосферы выбросами промышленных предприятий. Все обошлось относительно благополучно, и роженица не пополнила собой страшную статистику материнской смертности - в Казахстане ее уровень составляет 75,3 случая на 100000 родившихся живых младенцев, а, к примеру, в США - 8,0. Допустим, ребеночек появился на свет даже без ставших привычными для врачей врожденных патологий - за 10 лет их количество в республике увеличилось втрое. Вам не кажется типичным примером столичная ныне область?
Пожалуйста, глубинка. Павлодарщина - сброс сточных вод, влияние Семипалатинского полигона и космодрома Байконур, высокое потребление электроэнергии, способствующее осложнению экологической ситуации. И подобные перечисления - характеристика любого из регионов. По данным ВОЗ, 80 процентов заболеваний казахстанцев вызваны именно неблагоприятным состоянием окружающей среды.
Ни в одной географической точке Казахстана беременная женщина не может чувствовать себя спокойно и быть уверенной в том, что не родит неведому зверушку. По приблизительным оценкам медиков (ведь есть населенные пункты, где попросту не ступала их нога), только около 11 процентов наших женщин можно назвать относительно здоровыми. И потомство они, если вообще к этому способны, производят на свет соответствующее.
Но пропустим период горшкового детства, полный очередей к педиатрам, прививок, бесконечных простуд и детсадовских карантинов. Предположим, что наш герой оказался настолько крепок, что сумел более-менее прилично докарабкаться до подросткового возраста. Где и как государство, заинтересованное, очевидно, в своем здоровом будущем, отслеживает его состояние?
Школа
Позавчерашняя булочка и дорога в несколько километров по степи, уроки с паром изо рта и зарядкой для коченеющих пальцев, многочасовое освоение учебников и грипп, грипп, грипп... Здесь закладываются добротные основы гастрита, сколиоза и пожизненной умственной усталости. В большинстве обычных школ республики даже примитивную ссадину смазать некому - в результате печально известной оптимизации учреждений здравоохранения исчезли "мелкие" медпункты. В далеком советском прошлом осталась и каша с молоком - пусть слегка подгорелая, но горячая. В лучшем случае дети приносят из дому бутерброд или покупают в прибрежном киоске сладкую дрянь с орехами, в худшем - терпят до дома, а то и перекуривают голод. Сегодня борцы за здоровый образ жизни говорят о 38 процентах курящих среди подростков. Вряд ли недавнее введение запрета на курение в общественных местах, в том числе и в школах, повергнет юных любителей сигарет в ужас. Сила коллектива здесь велика как никогда, и противопоставить ей кроме постных призывов к здоровому образу жизни нечего. Государство борется с вредной привычкой у нас своеобразно - одной рукой укоризненно грозит, другой кладет в карман бешеные налоги табачных магнатов. Энтузиасты планируют через год пойти войной на рекламные билборды, но пока что те крупными буквами и психологически грамотными текстами зазывают побыть ковбоем, а меленькими буковками предупреждают о последствиях от имени минздрава. В прошлом году чиновники этого ведомства провели обследование школьников страны и обнаружили у 54 процентов различные хронические заболевания - в основном, органов дыхания, пищеварения, системы кровообращения. Плюс малокровие и психические расстройства. С таким примерно набором, при наличии которого и взрослому недолго копыта отбросить, ждет нашего среднестатистического ...
Армия
Суровое испытание для сердца, легких, печени, почек и многих других жизненно важных органов. Сложилась традиция - всякий раз при очередном призыве ужасаться на всю страну качеству новобранцев. Военкомы охотно расписывают журналистам, сколько доходяг обнаружила бдительная комиссия, какими патологиями они страдают и как не умеют читать и писать. А журналисты, в свою очередь, раскапывают факты, когда врачи фугуют на службу туберкулезников и ВИЧ-инфицированных. И все вместе задаются риторическим вопросом: где же взять здоровых и сильных солдат? Затем весенняя или осенняя призывная компания заканчивается, и страсти сворачиваются до следующей. Если в 2000 году из юношей, получивших повестки, к службе оказались пригодны 62,2 процента, в 2001-м - 59,1, то в прошлом году - 56,1. Причем многие из явившихся в военкоматы только здесь впервые и узнали о своих хворях. Живет, к примеру, такой потенциальный защитник родины в одном из 5 тысяч сел, где - цитирую официальный доклад - "используется вода открытых водоемов и колодцев негарантированного качества" и водицу до 18 лет попивает. (Кстати, хлорировать ее в ряде регионов страны завязали еще в 19994 году, а сегодня 50 процентов населения Казахстана вынуждены пить воду, не соответствующую гигиеническим требованиям). А что цвет лица желтый, так он у всех односельчан такой, другого нету. Равно как и больницы, чтобы пожаловаться на боли в боку. Затем паренек получает повестку и, будучи наконец обследован, едет домой с дивным диагнозом. А неграмотность, которой так любят попрекать провинциальных юношей в военкоматах - в сущности, ерунда. Армия, как известно, способна многому научить. Но вот сделать из хроников здоровых людей не дано даже этой прославленной "школе жизни". Правда, теперь, в соответствии с новыми правилами призыва, все мальчики, достигнувшие возраста 15 лет, обязаны встать на диспансерный учет в поликлиниках по месту жительства, а врачи должны "вести" их до 18 лет, оздоравливая и закаляя. Ничего не сказано в правилах, как быть тем, у кого ближайшая амбулатория - за 25 км, а денег на проезд нет.
Имеются, конечно, редкие крепкие исключения среди хилых призывников, но для основной массы попавших-таки в армию банальная физподготовка - сущий ад. Они не занимались спортом: или негде, или не на что. Школа не сумела вырастить из них жировых и третьяков при наличии отсутствия учителей и уроков физкультуры (см. предыдущую главу). Но судьба может сложиться иначе, и альтернативой казарме теоретически вполне может стать...
Институт
Расцвет гастрита и половых инфекций. Если в школе учитель более-менее был в курсе проблем каждого ученика, положения в семье и мог чисто визуально заметить, что ребенок болен, то в вузе каждый студиозус предоставлен сам себе. Кто-то балуется травкой, кто-то постигает азы предохранения от нежелательной беременности. По результатам исследования Международной федерации планирования семьи, доля абортов среди сексуально активных девушек составляет 8,4 процента, удельный вес повторных абортов - 36,4. Народ по-прежнему безалаберно относится к СПИДу: 47,8 процентов опрошенных алматинских студентов считают, что для них не существует риска заражения, 41,9 - вообще ничего не знают о возможном риске и путях передачи "чумы на все века". При этом 44 процента начали половую жизнь до 16 лет. Студенчество со времен вагантов пьет и веселится ночами. Но те ребята, видимо, были покрепче... За 10 лет в республике количество молодых людей, стоящих на учете в наркодиспансерах, выросло почти в 19 раз. По идее, охватить их всемерной заботой и наставить на путь истинный должна ...
Государственная программа
Она была, как водится, принята, когда даже приглаженные официальные показатели здоровья народа стали выглядеть шокирующе и названа именно так - "Здоровье народа". Самый потрясающий пункт в ней - о повышении ответственности граждан за свое здоровье. Поняли, юные граждане? Дело спасения утопающих... А то доведут собственный организм до ручки, а потом государство корят. Конечно, любая программа хороша, когда обеспечена финансированием. С этим у нас туго. "К сожалению, реформы в сфере здравоохранения существенно отстают от других отраслей экономики, что негативно сказывается на демографических процессах и показателях здоровья людей, - считает академик НАН РК, директор научного центра хирургии им. А.Сызганова Мухтар Алиев. - А ведь любые реформы осуществляются не ради самих реформ, ради людей. Чем мы оправдаемся, если в процветающей стране население окажется болезненным или инвалидным? Да и кто будет тогда осуществлять все эти преобразования? Так, в последние годы идет процесс депопуляции населения, что обусловлено миграцией, снижением рождаемости, высокой заболеваемостью и смертностью всех слоев населения. Еще никогда не было такой низкой средняя продолжительность жизни людей в нашем государстве - многие не доживают до пенсионного возраста".
Увы, оправдываться уже нечем - те, кому сейчас 18-20 и чьим здоровьем, собственно, никто не озабочен, родят (если родят) таких же больных детей. И может быть, кто-то из них даже не будет слишком стремиться дожить до пенсии.