Опубликовано: 21400

Женское движение Казахстана: десять лет истории

Женское движение Казахстана: десять лет истории

Понятия "женские организации", "феминизм", "дискриминация", "гендер" вошли в нашу жизнь достаточно давно. Точную дату назвать невозможно, но произошло это около десяти лет назад усилиями нового для суверенного Казахстана явления - женского движения.

Если к середине 1994 г. в Казахстане было зарегистрировано всего 6 женских неправительственных организаций (Акмолинский комитет солдатских матерей, Союз женщин Казахстана, Лига женщин-мусульманок, Союз многодетных семей Республики Казахстан, Феминистская Лига, Казахстанская ассоциация женщин-инвалидов, имеющих на иждивении детей), то в 1997 г. их насчитывалось уже 30, а к началу 2003 г. - около 200. Сегодня женские организации по форме объединения представлены тремя группами: - неправительственные (такие, как Кризисный центр "Подруги", Ассоциация одиноких матерей, Женский избирательный блок и т.д.) - государственные (Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК) - международные (ЮНИФЕМ - женский фонд ООН). Неправительственные организации, существующие в Казахстане сегодня, имеют разные цели и обращены к самым разным аудиториям. Это и женские организации, имеющие отношение к образованию (Союз женщин Казахского государственного Национального Университета им. Аль-Фараби); материнские и детские (Ассоциация родителей детей-инвалидов, Союз многодетных семей Казахстана, Ассоциация матерей-одиночек "Молдiр", Алатинский комитет солдатских матерей, другие); организации, связанные с проблемами по здоровью (Республиканское общество женщин-инвалидов, имеющих на иждивении детей "Биби-Ана", Республиканский центр охраны здоровья матери и ребенка); кризисные центры (Кризисный центр "Подруги", "Забота", "Незабудка"); профессиональные (Лига женщин творческой инициативы, Ассоциация женщин-юристов); экологические (Международная экологическая ассоциация женщин Востока, Greenwomen); мусульманские (Лига мусульманских женщин) и другие. Кроме того, в Казахстане существуют два Центра Гендерных Исследований (ЦГИ): в Алма-Ате (руководитель - Светлана Шакирова) и в Караганде (руководитель - Наталья Усачева). Есть две Феминистские Лиги: в Алма-Ате (президент - Евгения Козырева) и в Кокшетау (президент - Галина Морозова). По численности это организации от фактически одного человека в активе до десятков. Сколько женщин работает в женском движении на сегодняшний день, сказать трудно, потому что их число постоянно изменяется - причем, в большую сторону. История создания женских НПО В 1991 году в Министерстве Юстиции была зарегистрирована газета для девочек "Мальвина". Вскоре "Мальвину" стали читать два раза в месяц девочки семи-четырнадцати лет на территории всех республик Центральной Азии и кое-где - в России. Это была единственная газета для девочек на всем постсоветском пространстве, и ее издатели хорошо понимали свою ответственность перед аудиторией. Именно оттуда взяла свое начало общественная организация "Феминистская лига". Ее руководители, журналист Юрий Зайцев и художница Евгения Козырева, говорят об этом так: "В редакцию "Мальвины" стали приходить письма, в которых совсем молодые девочки жаловались на то, что их ущемляют в правах. Конечно, они говорили это другими словами, но суть была такова: учителя по математике больше поддерживают мальчиков, и их отметки выше; а девочкам достается литература и уроки домоводства. Мальчиков готовят к поступлению в институт, а девочек - к замужеству. Это лишь малая область проблем, которые читательницы совсем юного возраста поднимали в своих письмах. И мы почувствовали, что не можем не ответить им. Стали искать корни проблем, и наткнулись на непаханое поле в только что образовавшемся независимом государстве - права женщин и их защита". И тогда редакция газеты сделала первый шаг на пути к равноправию полов в Казахстане: выпустила 30 000 экземпляров школьных прописей без сексистских стереотипов. Этот термин тогда понимали считанные единицы; в прописях напрочь отсутствовали предложения вроде "мама мыла раму", зато появились моющие ее, раму, папы, братья и дедушки. А в 1995 году представители первых женских организаций встречали Поезд мира, который проходил через много стран и вез участниц и участников международного женского движения из 42 стран. Само событие сыграло важную роль в формировании женского НПО-сектора, а его казахстанских участниц можно однозначно назвать инициаторами зарождения женского движения в Казахстане. За Поездом последовала 4-я Всемирная конференция ООН по правам женщин в Пекине (1995 г.), куда впервые в качестве делегатов поехали и казахстанки. По возвращении они провели серию конференций, круглых столов, различных акций, встретились с прессой. В результате СМИ запестрили статьями на совершенно новую тему, а НПО определились с первыми целями и задачами. В 1995-96 гг. женщины-лидеры организаций проходили обучение на тренингах у иностранных фондов, выпускали ежемесячные и ежеквартальные бюллетени. Одновременно с этим в Казахстане стремительно формировался Третий Сектор, и женщины принимали в нем активное участие. Появились целые коалиции, союзы и блоки организаций с общими целями и интересами (сегодня это Женский Избирательный Блок, Коалиция Женских НПО, Союз кризисных центров Казахстана). В то же время при представительстве ООН начинает работать бюро "Гендер в развитии". Деятельность женских НПО, в основном, спонсируется международными фондами или специальными программами некоторых посольств. Большей частью это Фонд Сорос-Казахстан, Каунтерпарт Консорциум, "Евразия", посольство Нидерландов, Германии, Британское консульство. Но эта помощь не долгосрочная; поэтому очень часто в таких НПО юристы, врачи, преподаватели работают без какой-либо оплаты. И такая ситуация сохраняется по сей день. Проблемы, поднимаемые женскими НПО и пути решения Корнем всех зол является дискриминация по признаку пола. Она бывает явная и скрытая. Если в государстве на законодательном уровне отменяются льготы матерям-одиночкам, многодетным матерям, матерям детей-инвалидов, если при принятии на руководящий пост предпочтение отдается мужчине от 25 до 40 лет, но не женщине - матери, то это - явная дискриминация по признаку пола. А случаи насилия в семье, сексуального домогательства на рабочем месте, пропаганда сексистских стереотипов в СМИ и в частности, использование женского тела в рекламе как привлекающего внимание к товару - явления, как правило, трудно доказуемые либо недоказуемые вообще, за отсутствием свидетелей и видимых последствий, и они являются дискриминацией скрытой. Журналист Юрий Зайцев, исполнительный директор Феминистской Лиги, в монографии "Права женщин и их защита" выделяет четыре основные проблемы положения женщин в Казахстане. Это: 1) гендерные стереотипы, 2) социальная незащищенность женщин, 3) преодоление насилия в отношении женщин, 4) проблема власти и представительства женщин в ней на всех уровнях. Исполнителями решений чаще всего в нашем государстве являются женщины, а принимают решения, относящиеся как к женщинам, так и к мужчинам, исключительно мужчины. Преодоление существующих стереотипов в отношении женщин - непростая задача, так как эти стереотипы складывались веками. Поэтому скорейшее их изменение практически невозможно. Есть лишь один сравнительно быстрый выход - изменить стереотипы, привносимые или закрепляемые образованием. Это можно сделать всего за несколько лет. В образовательной и научно-исследовательской среде были кое-какие подвижки в эту сторону. Так, в Казахстане, усилиями отдельных исследовательниц, Светланы Шакировой (Центр Гендерных Исследований, Алма-Ата) и Натальи Усачевой (Гендерный информационно-аналитический центр, г. Караганда) были написаны две диссертации; кандидатская - С. Шакировой, факультет философии и политологии КазГУ, докторская - Н. И. Усачевой, Карагандинский государственный университет). Более того, в Казахстане усилиями алматинского ЦГИ уже делались попытки введения курса теории гендера в университетах (АГУ, 1999 г.). Но курс просуществовал недолго: всего семестр. Другой действенный метод - изменение сознания общества, в том числе изменение стереотипного отношения к перечисленным выше четырем проблемам женщин как второстепенным, через СМИ. "Важно постоянно формировать и поддерживать уважительное отношение общества к женщинам", - говорила профессор журналистики из Швеции, Анне Леннрот, весной 2002 года на семинаре, проводимом ПРООН в Алматы. "Это удобно делать через СМИ, особенно если эти СМИ - специализированные". В свое время большой сдвиг сознания казахстанцев в отношении места женщины в обществе произвела программа Ирины Черноловской "Бабье царство". В настоящее время в Казахстане существуют журналы "Сезон", "Казакстан айелдерi", "Женщины: Восток - Запад", "Зеркало", газета "Равные и разные", которые не зацикливаются на образе женщины-домохозяйки, а наряду с ним (так называемая традиционная роль женщины) представляют образ успешной, деловой женщины. В середине - конце 90-х годов существовало гораздо больше женских СМИ. Это газета для девочек "Мальвина", Шымкентская региональная газета "Кыз Жибек", журнал "Дарья", "Жума", - еженедельное приложение к Казахстанской правде". Но они, к сожалению, появлялись и исчезали. Причина - отсутствие финансирования издания, достаточного для того, чтобы попросту выжить. Социальная незащищенность "лечится" реформами системы государственной социальной защиты. Это - процесс не одного дня и даже не одного года. "Законы создаются не навсегда. Их можно и нужно изменять, устраняя из них все элементы явной и скрытой дискриминации по признаку пола. Для этого необходимо знать законодательство, дискриминирующее женщин и действовать совместно для его изменения". Феминистская Лига - давний и крепкий авторитет в Казахстане в области мониторинга гендерной экспертизы законодательства. Юрий Зайцев приводит в своей монографии ряд негативных изменений в законодательстве за последние годы: апрель 1999 г. - отменено государственное социальное страхование, одновременно установлен верхний предел пособий по беременности и родам - 50$, даже если заработная плата женщины в несколько раз выше; с января 1999 г. - отменены пособия по безработице, которая носит преимущественно женский характер. 1999-й год - теперь все виды пособий выплачивает не правительственный бюджет, а местные органы. Отсюда - сниженный размер, учащенные задержки выплат. Выход из ситуации женские НПО видят, в частности, в гендерной экспертизе законов, Постановлений правительства и нормативных актов. В пример эффективности такого хода всегда приводятся Скандинавские страны, где каждый шаг в изменениях законов тщательно рассматривается специальной гендерной комиссией. В Швеции и Финляндии существуют Советы по делам равенства и Комиссия равных возможностей, в Германии - Министерство по делам женщин, в Великобритании - Консультативный комитет по занятости среди женщин. Преодоление насилия в отношении женщин - также процесс длительный и вряд ли конечный. Для него необходимо в первую очередь усовершенствование правовой системы, защищающей женщин, и развитие служб помощи пострадавшим. Кризисные центры в Казахстане образовались давно. Существует даже целый Союз кризисных центров Казахстана. В феврале 1999 г. В системе МВД по указанию Президента РК было создано специальное подразделение по организации работы отделов внутренних дел по защите женщин от насилия. Эти отделы практически сразу с момента появления стали активно сотрудничать с неправительственными женскими организациями. Так, в 2002 году в кризисном центре "Забота" стали дежурить инспектора по защите женщин от насилия; кризисный центр "Подруги" провел специальные двусторонние обучающие тренинги с сотрудниками 54 участковых опорных пунктов Алматы. Но пока это, к сожалению, только сотрудничество милиции и кризисных центров. Как говорит директор "Подруг" Надежда Гладырь: "Если с полицейскими нас очень серьезно поддерживал начальник административной полиции города, полковник А.А. Юрьев, то сегодня у нас пока нет тех людей, на которых мы можем опираться в судах, в прокуратуре". Один из видов насилия, вопрос о котором крайне остро стоит в Казахстане - это незаконный вывоз женщин и детей за рубеж в качестве рабочей силы, которая на деле оказывается продажей в сексуальное рабство. Такое явление на международном юридическом языке имеет название трафик. В Казахстане это явление с одной стороны уже стало возмутительно привычным, а с другой на него до сих пор принято закрывать глаза (равно как и на домашнее насилие). Из исследователей трафика в Казахстане необходимо назвать психолога Гульдан Тлегенову, директора Кризисного центра для женщин и детей, а также представительство Международной Организации по Миграции. Вопрос власти и представительства женщин во властных структурах и на всех уровнях управления - задача еще более сложная. Сами НПО говорят об этом так: не количество важно, а качество. Чтобы улучшить существующее положение женщин, нужно улучшить в первую очередь законодательную систему, а это процесс длительный и непростой. Но все возможно. Чтобы составить гендерно корректный закон, необходимо участие двух полов. Поэтому необходимо присутствие женщин в Парламенте. Во время предвыборной кампании 1998 г. женские организации, объединившись в Коалицию "Женские избирательные инициативы" (переросшую потом в Женский Избирательный Блок), составили открытое письмо кандидатам в Президенты, одним из требований которого была 30-процентная квота для женщин во всех структурах управления. Три года назад при подготовке к выборам в маслихаты Женский Избирательный Блок начал информационную кампанию, разъясняющую населению необходимость представительства женщин среди кандидатов в депутаты. Делалась попытка составить список наиболее успешных женщин Казахстана, наподобие американского "Списка Эмили", в который входит сто женщин. Цель списка - лоббирование женщин-кандидатов. Женские НПО тогда говорили: "Мужчинам активного женского нашествия в политику можно не бояться: по результатам социологических исследований, только около 6 процентов женщин хотели бы заниматься политической деятельностью". Крайне необходима была государственная структура, которая взяла бы на себя задачу улучшать положение женщин в Республике. Существовавший до конца 1998 года Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политики не оправдывал себя, и была необходимость в другой, более мощной структуре. В итоге целенаправленных действий женских НПО 22 декабря 1998 года Президент Н. А. Назарбаев издал Указ, результатом которого стало образование Национальной Комиссии по делам семьи и женщин как консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан. В ее состав вошли 28 человек - представители научной и культурной общественности, производственных предприятий, малого и среднего бизнеса, государственные служащие. Аналогичные комиссии были созданы при акимах областей и городов Астана и Алматы. Нацкомиссию возглавила А. Б. Самакова, Министр Республики Казахстан, а областные комиссии поручили заместителям акимов. Казахстан к тому времени уже ратифицировал конвенцию ООН "О Ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (29 июля 1998 г., одним из последних среди других стран СНГ). Новая комиссия разработала Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан и после утверждения его Правительством направила в качестве официального документа в ООН. В ООН принято ежегодно подавать отчеты о выполнении этой Конвенции теми странами, которые присоединились к ней. Первый Национальный доклад был подготовлен Казахстаном в 2000 году. Это была совместная работа правительства и НПО, и женские организации считают, что доклад получился достаточно объективным. Однако довольно во многих случаях у НПО и государства возникли разногласия, которые свидетельствуют о фактическом положении женщин в Казахстане. Об этом Феминистская Лига выпустила книгу "Женщины Казахстана", из которой ясно видны расхождения в цифрах и фактах, таких как коэффициент материнской смертности, число женщин в науке, выплата пособий по рождению ребенка и др. Из этих расхождений следует вывод, что государство видит положение женщин иначе, чем сами женщины - представительницы НПО (книгу можно найти в Национальной библиотеке и библиотеке Феминистской Лиги). А первый альтернативный доклад о положении женщин был подготовлен Феминистской Лигой в 1997 году. В том же году Евгения Козырева, президент лиги, представляла его в Нью-Йорке на специальной сессии ООН. Нацкомиссию женские НПО считают органом-помощником: через него гораздо легче лоббировать свои интересы, чем обращаться напрямую к правительству или Президенту. Так, наконец-то стали разрабатываться проекты законов "О равных правах и возможностях" и "О бытовом насилии". Однако это длится уже довольно долго, и Комиссия не спешит привлечь подготовленных специалистов из народа. Зато НПО давно сами изучили зарубежный опыт в этой области, и даже сами составили проекты законов по образцу и подобию стран, где ущемление прав женщин - преступление, и наказание него - неизбежно. В материале использованы: 1. Ю. Зайцев. Права женщин и их защита. Алматы, 2003 2. Отчет о положении женщин. Республика Казахстан, 1997. Алматы, 1997 3. Женщины Казахстана. Алматы, 2000

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи