Опубликовано: 1900

Женщины Узбекистана против внебрачных детей

Женщины Узбекистана против внебрачных детей

Результаты социологического исследования "Женщины независимого Узбекистана", подготовленные Центром по изучению общественного мнения "Ижтимоий фикр" и Фондом имени Фридриха Эберта во многом верно отражают то, что ныне происходит в этой стране.

Картинка из жизни. Семья знакомого казаха в Алматы. Жена, уходя на работу, говорит мужу: - Постирай, пожалуйста, белье, я не успела вечером. И обед приготовь к часу дня, приеду. Эмансипация казахстанских женщин, особенно в городах уже не просто факт, а реальность. Они хотят добиться равных прав с мужчинами, и зачастую это у них получается. Если к тому же работа позволяет зарабатывать большую часть семейного бюджета, то можно с большей долей уверенности говорить: муж сделает все, что бы жена не попросила. Что касается Узбекистана, то здесь гендерные вопросы находятся в таком глубоком месте, в каком не находится ни один другой вопрос. Об этом же говорят и итоги социсследования. Работа На вопрос "Должна ли женщина работать?", подавляющее большинство опрошенных (76,7 %) дало утвердительный ответ: "да, должна". При этом почти каждая пятая (18,6 %) твердо сказали "нет", а 4,8 % затруднились ответить. Интересная деталь, среди сельских женщин больше (20 %), чем среди городских (16,1 %) тех, которые считают, что женщина вообще не должна работать, ее призвание - заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей. Подобные вгляды в основном распространены среди молодых женщин, а также среди лиц с неполным средним и средним образованием. На уточняющий вопрос "Почему женщина не должна работать?", - 48,3 % опрошенных считают, что главная обязанность женщины не работа, а семья. 20,5 % полагают, что работающая женщина меньше уделяет внимания воспитанию детей. И добавляют, "женщина не должна зарабатывать деньги - это обязанность мужчины. Работающая женщина меньше внимания уделяет мужу". Как рассказывает жительница Ташкента Мухаббат Р.: "Мне повезло в жизни, когда я встретила своего будущего мужа. Он у меня не только работящий, но и внимательный. Часто по вечерам помогает мне тем, что следит, как дети делают домашнее задание. Главное, не пьет и все заработанное несет домой". Это очень характерно именно для узбекских женщин. Семья, муж, родственники, семейные торжества и обновы - вот, наверное, главное в их жизни. И еще общение с ровесницами, когда они часами могут обсуждать те или иные проступки соседской невестки, подарки к свадьбе далекого родственника. А то, что муж некоторое время уделяет детям - большой прогресс, о котором стоит мечтать. Бизнес Под "бизнесом" в Узбекистане зачастую понимают предпринимательскую деятельность, которую принято называть "челночной". Остальное: перепродажа сельскохозяйственной, молочной и мясной продукции, сигарет, жевательных резинок и другой мелочи - именуется как "иш" (работа - прим. А.А.). Опрос подтверждает, что около половины женщин (45,4 %) желает заниматься частным предпринимательством. В то же время почти каждая вторая (48,6 %) узбекистанка не хочет заниматься самостоятельным бизнесом. В сфере так называемого "бизнеса" чаще всего задействованы вдовы (17,4 %), разведенные (11,1 %), женщины 40-49 лет (11,5 %), 50 лет и старше (13 %). Зачастую именно частное предпринимательство является в Узбекистане возможностью хоть как-то поправить финансовое положение семьи. У первых и вторых нет дома основного кормильца, у третьих причина тоже на поверхности - подросшие дети требуют к себе меньше внимания и более самостоятельны. Торговка с одного из рынков Ташкента Инобат К. уверена "что только за счет предпринимательства могу позволить оставшимся после смерти отца четырем детям ходить достойно в школу. То есть быть опрятно и чисто одетыми. Встаю в четыре утра, чтобы успеть к пяти на работу. У приезжих сельчан оптом покупаю сузьму и потом продаю ее в розницу. Если бы муж был жив, я бы никогда здесь не сидела, тем более в такой холод". Замужество Контингент в 19,5 % те, кто вышли замуж в возрасте 16-18 лет - это тоже большая проблема Узбекистана. Удивительно то, что браки до 20 лет характерны и для городских женщин. Так, среди опрошенных горожанок в возрасте 16-18 лет вступили в брак 18,1 %, среди сельчанок - 20,8, в возрасте 19-20 лет, соответственно, 37,4 и 41,6 %. Абсолютное большинство женщин, по данным исследования, вступают в брак в возрасте до 25 лет. Среди опрошенных они составили 92,9 %, в том числе среди сельских женщин - 95 % и городских - 89,2 %. Нет ничего удивительного в том, что узбекистанки с высшим образованием реже вступают в брак в раннем возрасте. Так, среди этой группы опрошенных вступили в брак в возрасте 17-18 лет всего 6,7 % женщин и 19-20 лет - 24,4 %. Однако общая тенденция вступления в брак до 25 лет характерна и для женщин с высшим образованием (81,5 %). Следует указать, что наибольшая доля вступивших в брак в раннем возрасте отмечается среди женщин с неполным средним образованием (48,6 %). Зачастую именно раннее замужество становится главным препятствием для получения более высокого образования. 21-летняя Шахноза Ю. считает, что "раннее замужество закрывает все пути. Сейчас у меня уже четверо детей и ничем другим, кроме их воспитания, заниматься не хочу. Муж хорошо зарабатывает, поэтому материальных затруднений не испытываю". При всех кажущихся недостатках, в подобной ситуации хотели бы оказаться многие женщины Узбекистана. Сейчас, когда на первый план в любой семье вышел материальный достаток, о другой участи мало кто мечтает. Внебрачные дети 93,6 % опрошенных отрицательно относятся к рождению детей вне брака. При этом, необходимо особо отметить, 41,2 % относятся к подобному явлению "очень отрицательно". Еще одна интересная особенность: ни одна из опрошенных женщин в возрасте до 24 лет не сказала, что положительно относится к рождению детей вне брака. Это говорит о традиционности взглядов, высокой требовательности к морально-нравственным устоям семьи. Об этом же говорят ответы узбекистанок на вопрос о многоженстве. Мужчине-мусульманину, как известно, ислам разрешает иметь до четырех жен при условии их хорошего материального обеспечения. Узбекистан - светское государство, и многоженство здесь запрещено, но тем не менее ответы узбекистанок на этот вопрос весьма интересны. 93,8 % опрошенных женщин негативно относятся к многоженству, причем каждая вторая (50,4 %) особенно резко высказались по этому поводу. Терпимы к этому явлению 2,6 %, одобряют - 0,9 %. Как считает известный узбекский специалист по вопросам брака и семьи, не пожелавший назваться: "Узбекские женщины до сих пор сильно зависят от своих мужей. Даже в семьях, где большую часть бюджета формирует женщина, мужчина традиционно считается главой семьи, что, естественно, оставляет за ним право последнего слова".

[X]