Опубликовано: 1823

Закон игры

Закон игры

Вышедший несколько дней назад Закон "Об игорном бизнесе" поставил точку в затянувшихся ожесточенных дискуссиях о настоящем и будущем индустрии азартных развлечений в Казахстане.

Депутаты, политики, СМИ, просто граждане на протяжении нескольких месяцев были вовлечены в полемику о морально-этических, экономических, социальных, психологических и иных аспектах этого бизнеса на человеческом стремлении победить Судьбу или, если угодно - законы математической статистики. Это значит, что общественное внимание к данной проблеме велико. И здесь стоит внимательнее присмотреться к положениям Закона, регулирующего, по общему мнению, одну из самых доходных отраслей экономики, в которой сегодня в Казахстане работает, по некоторым оценкам, до ста тысяч человек… Уже одно то, что принят единый Закон об азартных играх на деньги, специалистами оценивается высоко. Ведь до последнего времени эта сфера бизнеса руководствовалась только общими положениями, подзаконными актами и распоряжениями местных административных органов, что, конечно, вело к законодательной и управленческой неразберихе и создавало прекрасную почву для коррупции. Единый закон позволит унифицировать этот вид деятельности, дать всем владельцам игрового бизнеса единые правила, создав, тем самым, условия для честной конкуренции. С другой стороны, Закон заметно повышает требования к этому бизнесу, вводит новые, более жесткие условия контроля за ним со стороны государства. Другое дело, насколько эти требования соответствуют уровню развития нашего казахстанского игрового бизнеса, менталитету наших граждан и перспективам развития страны. Нельзя не учитывать и мировой технологический бум в сфере высоких технологий, который буквально на глазах у нас меняет подходы к целым отраслям экономики. Например, в статье 6 нового Закона определены виды деятельности в сфере игорного бизнеса, коих у нас в Казахстане может быть ровно четыре: казино, зал игровых автоматов, букмекерская контора и тотализатор. В той же статье запрещены онлайн-казино, другие азартные игры, предусматривающие выплаты в виде иного имущества, кроме денег, и вообще - все иные виды игр, выходящие за рамки пресловутого "списка четырех". Но позвольте, а как же тогда будут работать многочисленные игровые шоу на телевидении, вроде пресловутого "Поля чудес", предусматривающие в виде выигрышей и машины, и кухонные комбайны? А многочисленные лотереи, которые с полным правом можно назвать азартными играми? С другой стороны - кто может помешать человеку играть в азартные игры в Интернете, если он очень этого захочет? Организаторы таких онлайновых казино могут жить совсем в другом государстве и даже на другом конце света, а технический прогресс сегодня настолько стремителен, что функцию приема ставок и получения выигрыша можно предельно упростить - ведь есть кредитные карточки, и современные технологии… Правительство, согласно статье 6 Закона, обязано создать уполномоченный орган, который будет осуществлять реализацию государственной политики в сфере игорного бизнеса, выдавать лицензии, утверждать перечень и формы документов на право занятия игорным бизнесом и другое. Предполагается, видимо, создать нечто подобное американской Комиссии по азартным играм. Но этого органа пока нет, и когда он появится и начнет полноценно работать - неизвестно. Сами бизнесмены предполагают, что не раньше, чем через пару лет, когда появятся первые объекты в новых игровых зонах. А так как с 1 апреля этого года деятельность всех игровых заведений в стране прекращается, правительство не будет торопиться в созданием новой управленческой структуры. Что может затянуть создание новых казино и других игорных заведений. Другое нововведение, которым недовольны бизнесмены, заключено в статье 12 Закона. Оно однозначно свидетельствует, что теперь азартные игры выходят из сферы малого и среднего бизнеса. Пункты 1 и 2 данной статьи устанавливают, что в казино не может быть меньше 20 игровых столов, а в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее 50 игровых автоматов. Многочисленные игорные заведения, не соответствующие этим требованиям, которых в стране сегодня большинство, должны будут или "умереть", или укрупняться путем слияния. По мнению многих специалистов этого бизнеса, данное положение выгодно только крупным, раскрученным фирмам и компаниям, имеющим солидные капиталы. Таких в Казахстане сегодня немного и им, видимо, этим положением закона государство делает царский подарок, убирая конкурентов. В статье 11 запрещается размещение казино и залов игровых автоматов на территории республики Казахстан, кроме двух зон: на побережье Капчагайского водохранилища в Алматинской области и в Щучинском районе Акмолинской области. Зоны выбраны с расчетом, что жители крупнейшего мегаполиса и столицы, где проживает большинство богатых людей, станут основными клиентами игорных заведений. Но до того, когда нога наших игроков ступит под сияющие своды казино, нужно сделать еще очень много, что наводит бизнесменов на мрачные размышления. Статья 13 Закона, трактующая квалификационные требования к организаторам игорных заведений, в своем первом же пункте говорит, что он должен иметь здание - или часть здания, соответствующее санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и иным требованиям. А где эти здания взять? Ведь на месте игровых зон сегодня - голые пустыри… Значит, надо строить. С учетом того, что цены на землю в этих зонах и даже в окружающих их населенных пунктах выросли стремительно, а также резкого роста цен на строительные материалы, подведение коммуникаций и иные расходы, строительство здания для казино должно вылиться для владельца в немалые суммы. Далеко не каждый из сегодняшних бизнесменов сможет на это пойти. А значит - это еще один аргумент в пользу крупных компаний, владеющих солидными капиталами и не исключено, что это обстоятельство выведет с нашего игрового рынка немалую часть наших, казахстанских предпринимателей - в пользу "раскрученных" зарубежных компаний. Не обрадовал, конечно, владельцев казино и игорных залов пункт 5 статьи 13 Закона, в котором к квалификационным требованиям, предъявляемым к организаторам игорного бизнеса отнесено и наличие у них обязательных резервов или банковской гарантии. К счастью, не прошло предложение некоторых депутатов, которые предлагали такое обязательное обеспечение в размере миллиона долларов и выше - тогда уж точно на казахстанском игорном бизнесе можно было ставить крест… Однако и нынешние ставки немаленькие: для казино и игорного зала - в размере 25 000 месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год. Нетрудно подсчитать, что сегодня это составит примерно 25 миллионов тенге (около 200 тысяч долларов); для букмекерских контор -10 000 м.р.п, для тотализаторов - 5 000 м.р.п. Это обеспечение может быть использовано исключительно в целях исполнения обязательств организатора игорного бизнеса по выдаче выигрыша игрокам и только при условии недостаточности денег на счетах и в кассе казино или игорного зала. Это нововведение, конечно, защищает игроков, которых раньше в тех же казино порой просто "кидали" - безо всяких неприятных последствий для заведения, поскольку нормальных правил выдачи выигрыша просто не было. Этой же цели служит пункт 4 статьи 12 Закона, где говорится, что выигрыши выдаются сразу по завершении игры или пари, но не позднее десяти календарных дней по завершении данной игры или пари. Другое приятное для игроков нововведение есть в статье 12 настоящего закона, пункт 6: "Процент выигрыша, технологически заложенный в игровой автомат, должен быть не ниже 90 процентов". Подобное условие действует в залах игровых автоматов по всему миру, однако размер выигрышей может варьироваться от 80 до 95. Посетители игровых залов будут этому, безусловно, рады, а владельцы недовольны. До последнего времени контроля за процентом выигрышей, можно сказать, не велся совсем, наши отечественные "умельцы" могли перепрограммировать автоматы так, чтобы шансы на выигрыш у игрока не превышали 10 процентов… Да и сами автоматы завозились в страну и устанавливались без соответствующей технологической проверки, просто как оборудование или станки. Теперь каждый игровой автомат должен быть протестирован и сертифицирован на соответствие техническим регламентам, стандартам или иным обязательным требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РК. По сведениям, полученным от специалистов игорного бизнеса, сегодня до 80 процентов игровых автоматов не отвечают этим требованиям и пройдут ли они сертификацию - большой вопрос. Впрочем, с этим пока не стоит спешить: новые технические регламенты и стандарты еще надо разработать и принять. Важное новшество - пункт 7 статьи 12, где говорится, что кассы и игровые места в казино должны быть оборудованы видео-записывающими устройствами, где записанная информация должна храниться не менее 7 суток. Это позволит избежать недоразумений в ходе игры и получения выигрыша, но оно же ставит перед владельцами казино новые проблемы. Во-первых - снова растут расходы, ведь для такой системы нужно оборудовать специальную комнату, с мониторами. Во-вторых - нанять соответствующих людей, которые будут следить за игрой и технических специалистов, которые станут поддерживать систему видеонаблюдения и записи в рабочем состоянии. Для большого казино это означает рост штатной численности на 5 -7 человек. И, в третьих, стоимость такой системы видеонаблюдения также немаленькая - до сотен тысяч долларов… На нарушителей положений нового закона, причем на всех этапах - от организации бизнеса до выплаты выигранной суммы игроку, будут накладываться солидные штрафы. Соответствующие изменения в налоговом и административном законодательстве уже приняты. Так что легкой жизни казахстанскому игровому бизнесу новый Закон не обещает. Только жизнь покажет, многие ли из них могут соответствовать новым требованиям или же на их место придут другие. Но то, что эти места азарта, удач и разочарований не останутся без хозяев - несомненно. И то, что часть из них "уйдет в подполье" - тоже. Фото с сайта http://www.newizv.ru
Загрузка...

[X]