... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Аналитика

"Выбор стоит между плохим и очень плохим сценарием": какие последствия ждут Казахстан от повторного карантина или его не введения

02.07.2020

Что ожидает казахстанцев в случае введения повторного карантина.

Ситуация с распространением коронавируса в Казахстане продолжает ухудшаться. По официальным данным, в стране насчитывается 42 574 случаев заболевания и 188 смертельных исходов. При этом 13 845 гражданам нашей страны удалось победить эту болезнь. В связи с этим Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что правительство предложило ввести карантин с 5 июля на две недели. Об этом он написал в своем Twitter. 

"Правительство представило план введения карантина с 5 июля сроком на 14 дней (возможно продление). Завтра после заседания МВК министр здравоохранения выступит с разъяснениями", - сообщил он.

Ранее новый министр здравоохранения Алексей Цой презентовал Президенту Касым-Жомарту Токаеву сценарии борьбы с коронавирусом.

При первом сценарии - без карантина - к концу августа каждый день будет регистрироваться 27 тысяч случаев COVID-19, требующих госпитализации. Потребность в инфекционных и провизорных койках оценивается в 300 тысяч. Второй сценарий предусматривает двухнедельный национальный локдаун, при этом сценарии будет регистрироваться до семи тысяч случаев в день, нуждающихся в госпитализации. Потребность в коечном фонде на конец августа составит 80 тысяч. Третий сценарий показывает развитие эпидемии, если будет введен четырехнедельный локдаун. Тогда на конец августа будет регистрироваться 2500 случаев в день, требующих госпитализации, и потребность в койках возрастет до 30 тысяч, что в целом соответствует текущей ситуации.

Учитывая встревоженные настроения в обществе после первого пережитого локдауна, возникает логичный вопрос: как второй подобный опыт скажется на ситуации в стране? Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с несколькими казахстанскими экспертами и задал им следующие вопросы: 

1. Насколько оправданно будет введение повторного жесткого карантина, учитывая эпидемиологическую обстановку в стране?

2. Как сложится ситуация с малым и средним бизнесом в стране?

3. Можно ли предложить альтернативу повторению карантина?

Данияр АШИМБАЕВ, политолог

1. Уже есть печальный опыт прошлого карантина, который выявил все недоработки в работе минздрава при прошлом министре и других органов управления: путаница со статистикой, проблемы с информационной работой, неэффективное расходование бюджетных средств, тяжелейший удар по экономике и прочие нюансы.

Во время прошлого карантина ограничили работу всех медицинских учреждений. Все остальные болезни, которыми болеют люди в обычное время и у которых смертность гораздо выше, зачастую не могли получить медицинскую помощь. Сколько людей может умереть из-за ограничения доступа к медицинской помощи или от голода, если их лишить средств к существованию...

Большие вопросы еще вызывает расходование бюджетных средств. В период пандемии у нас выделяют полмиллиарда тенге на такой замечательный проект, как «разработка национального бренда». Когда у нас явный дефицит бюджетных средств, такого рода расходы представляются расточительными и коррупционными. Также возникает вопрос, почему за все это время на уровне больших чиновников решение принимали не медицинские специалисты, а специалисты по финансам или госзакупкам. Сейчас говорят о введении нового карантина, а старые проблемы остались не решенными и прежние чиновники, которые не справились со своими обязанностями, остались на местах.

2. В нашей ситуации очередной локдаун просто добьет малый и средний бизнес в стране. У нас и так образовалась большая безработица, а на этом карантине уже официально заявили, что социальную помощь людям выплачивать не будут. Получается, у людей не будет денег. 

Минздрав уже последние несколько лет ориентируется на полную приватизацию медицинского страхования, что снимает расходы на лечение граждан с бюджета и переносит эту обязанность на самих людей и работодателей. Также приватизация медицинских учреждений и закрытие «нерентабельных» больниц и медучреждений, что в принципе просто снимает с государства ответственность за состояние здоровья граждан. Вести курс на коммерциализацию – это оставлять большое количество людей за бортом медицинской помощи.  

Сейчас население массово скупает в аптеках парацетамол, потом начнется повторный дефицит с масками. Нужно разъяснение от нормальных специалистов, не ближайших соратников Президента, а главврачей и начальников облздрава. Потому что решение о введении карантина принимают не медицинские специалисты, а те, кто отвечает за госзакупки и контроль бюджетых потоков.

3. Я думаю, достаточно ввести определенные ограничения на массовые скопления людей и усилить разъяснительную работу, но не со стороны чиновников, а среди специалистов - врачей. Какие медицинские протоколы необходимо применять, какие меры предпринимать людям для самолечения, запретить проведение тоев и банкетов.

Необходимо усилить разъяснительную работу, так как людей дезориентировали и запугивали тем, что следствие коронавируса – это смерть. А тут выясняется, что 80 процентов заболевших - бессимптомные или заболевание проходит в мягкой форме, а люди уже настроены на тяжелейшие последствия. Кроме того, централизованный закуп лекарств также вызывает большие вопросы, этот момент тоже надо решать. Также надо перестраивать работу государства в целях повышения эффективности и контроля, элементарно внедрения здравого смысла в деятельность госуправления. Выявлять коррупционные риски, вести мониторинг расходования бюджетных средств и так далее.

Арман БЕЙСЕМБАЕВ, экономист

1. К маю, когда начали снимать режим ЧП, была экономическая подоплека, потому что все начало заваливаться. Если бы локдаун продержали еще месяц, то начал бы заваливаться бюджет, потому что поступления очень сильно упали из-за того, что у нас в экономике очень большая доля сферы обслуживания, которая сильно и хороша развита.  Плюс государство увидело, сколько людей подали на 42 500, а их оказалось кратно больше, чем ожидалось, и список расширился до миллионов нуждающихся.

Выплатили раз, два - и тут кончились деньги. Надо было залезать в закрома, и пришло понимание, что закромов надолго не хватит, появилось осознание, что надо запускать экономику. Ее запустили, предупредили людей, что надо соблюдать меры безопасности, но из-за того, что люди не верят правительству, это игнорировали. В итоге сейчас получилось, что больницы завалены, лекарств нет, и надо что-то делать, а что – непонятно. Если держать ситуацию в том виде, как сейчас, это кончится катастрофой.

2. По экономике ударит и так, и этак. Наступит ли карантин или нет, в любом случае будет выпадение рабочей силы из-за того, что больше людей будет заболевать, а введем локдаун – все равно будут последствия. Ситуация выбирается между очень плохим вариантом и катастрофой. Судя по всему, выбрали первый вариант.

Власть четко дала понять, что выплат больше не будет, и теперь это головная боль самого работодателя. Теперь либо работодатель будет пытаться выплатить 42 500 сотрудникам и тогда точно «сдохнет», как предприятие, либо всех уволят здесь и сейчас. Еще рассматривается вариант отправить всех в отпуск без содержания, если государство не запретит это делать. За прошлый карантин, по приблизительным оценкам, было уволено 25 процентов штата по каждому предприятию. В этот раз, скорее всего, будет взрывная безработица, смотря какие запреты будут вводиться. Стоит вопрос жизни и смерти бизнеса, а о сотрудниках думают во вторую очередь. Логично всех распустить по домам с обещанием всех вернуть, если бизнес переживет карантин.

3. Точно сказать не могу, но вновь закрывать экономику – это очень плохой вариант, который только усугубит кризис. Очевидно, что по европейскому или американскому пути мы пойти не можем, а именно: раздавать всем деньги. Был четкий сигнал, что этого не будет. Высказывались мнения, что эти «вертолетные деньги» еще аукнутся странам в определенных последствиях, но пока неизвестно, в каком виде. По сути была принята российская модель экономического действия, но насколько это рентабельно – большой вопрос.

Денис КРИВОШЕЕВ, общественный деятель

1. Мне кажется, это будет сложно сделать, так как настрой общества крайне раздраженный на фоне несинхронных, алогичных действий части властей и непропорциональный в зависимости от регионов.  Что касается других факторов против локдауна – это, безусловно, экономика. Хоть мы и не знаем наверняка, что происходит в финансовом секторе нашей экономики, точно понятно, что у нас экономический спад. По моим прогнозам, от прошлого года падение составит 7-8 процентов, а годовое падение составит 12-14 процентов ВВП, а это очень существенно.

Мы уже видим, как люди закрывают и продают бизнесы, огромное количество историй, как люди не справляются. Это пока не так заметно, потому что все информационное пространство закрывает истерика, связанная с вирусом. От экономической пандемии пострадает гораздо больше людей, чем от коронавируса.

2. Его больше не будет. Малый-средний бизнес крайне прагматичен, у них нет госвложений, они ориентируются строго на свои запасы. Все начали осознавать, что кризис затянется надолго, и тратить деньги, которые у них есть, на поддержание нестабильности они не будут. Просто примут решение фиксировать убытки. Если второй этап войдет, то решение о банкротстве этих компаний будет принято гораздо быстрее. После второго локдауна все, что осталось от малого и среднего бизнеса, либо закроется, либо заморозится, и разморожение будет вопрос долгой перспективы.

Думаю, виновники ситуации – это определенные СМИ и социальные сети. Потому что не так страшна эта история, как ее раскачали в медиа. Если даже сегодня посмотреть процентное соотношение зараженных, то нет даже 5 процентов населения. Нет такой адовой угрозы, ситуация хоть и критична, но это все еще остается обычным ОРВИ. А истории вокруг этого заболевания создают ощущение военных сводок. И мы правда чувствуем себя, как на войне.

Мы зациклили всю страну на коронавирусе: ничего не обсуждается, ничего не делается, кроме как в рамках этой пандемии. Этим мы затормозили развитие страны как эмоционально, так и экономически. Последствия будут ужасающими. Болезнь есть и временами с сильными симптомами, но это не чума, которая пришла из космоса, а просто ОРВИ.

3. Нужно прекратить бесконечное обсуждение этого вопроса в СМИ и соцсетях. Публиковать только официальную информацию, какие-то информационные сводки, но не более, чтобы не раздувать эту тему в дальнейшем. Нам нужны профессиональные меры, и отнестись к этому, как к болезни, а не как к политическому событию. В любом случае, какое бы решение ни было принято, оно обязательно приведет к падению экономики. Надо было обязать людей носить маски и штрафовать, если они этого не делают, и этого было бы достаточно.