Опубликовано: 1400

Вертикаль хаоса

Вертикаль хаоса

Ситуация, произошедшая в Южно-Казахстанской области с массовым заражением детей ВИЧ, а также затянувшееся расследование этого вопроса послужили яркой иллюстрацией кризиса всей государственной медицинской системы.

О первых детях, зараженных ВИЧ стало известно весной нынешнего года. Однако публично эта информация была оглашена лишь спустя два месяца, в июле. Тогда главный врач областного центра по борьбе со СПИД ЮКО Келесбай Жумагулов несколько осторожно сообщил журналистам, что медики области обследовали 16 детей, и у двоих из них обнаружен ВИЧ. Реально зараженных детей, на момент проведения пресс-конференции, было больше, но говорить о вероятных масштабах эпидемии руководство области не торопилось, а замалчивать диагноз ВИЧ дальше уже было нельзя. Ситуация начинала приобретать массовый характер. Однако в течение следующих месяцев, ни областной департамент здравоохранения, ни местные власти не предпринимали каких-либо радикальных (согласно ситуации) мер, чтобы ускорить процесс расследования и тем самым положить конец эпидемии. Серологическое окно Вялотекущее расследование, в котором принимали весьма опосредованное участие государственные чиновники, а также привлеченный американский Центр по контролю за заболеваниями (CDC), к слову, не имеющий мандата международной организации, реальных результатов не принесло. Вывод, который смогли сделать местные и иностранные специалисты: источник заражения детей неизвестен. Тем временем диагноз подтвердился уже у 14 детей области. Представитель CDC Михаил Фаворов заявил в конце июля: "Были обследованы все медицинские манипуляции каждого больного ребенка от момента рождения до первого положительного анализа, - и сделал многозначительное заключение, - имеет место кластерное заболевание ВИЧ-инфекцией среди детей в Шымкенте". Между тем, чтобы хоть как-то проявить свою обеспокоенность и заинтересованность в этом вопросе, министерство здравоохранения Казахстана выступает с активной критикой медучреждений за несоблюдение санитарных норм. Председатель комитета государственного санэпиднадзора Минздрава Анатолий Белоног заявил: "В ходе проверки установлено, что руководителями медицинских учреждений не контролируется соблюдение санитарно-противоэпидемических норм и дезинфекционно-стерилизационных режимов. Созданные комитеты инфекционного контроля в крупных лечебно-профилактических учреждений работают формально". Впоследствии г-н Белоног выступит с более жесткой критикой в отношении департамента здравоохранения области. Руководители медучреждений в свою очередь оправдывались тем, что большинство зараженных - дети из неблагополучных семей. По данным административного центра ЮКО на конец июля, у троих детей матери - инъекционные наркоманки, двое детей брошены своими матерями, которые занимались коммерческим сексом, у одного ребенка мать во время беременности совершила попытку суицида и лечилась в токсикологическом отделении. В качестве возможного варианта заражения специалисты рассматривали зараженную донорскую кровь. На одном из первых совещаний в республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИД врачом-эпидемиологом центра было высказано предположение, что дети могли заразиться через плазму крови, ввозимую в Казахстан контрабандой из Китая. Однако об этом медики и чиновники здравоохранения предпочли дальше не говорить. А вместо этого сообщили, что в ходе результатов расследования все доноры были проверены на наличие ВИЧ, и ни у одного из них вирус не был найден. Тем не менее, проверку в областном центре крови все-таки организовали, но на тот момент ее результаты не были оглашены. Тогда же на заседании закрытой специальной областной комиссии были приняты дисциплинарные меры в отношении некоторых руководителей нескольких детских медицинских учреждений. Троих уволили, остальным объявили строгие выговоры. На этом дело и закончилось. Август фактически стал мертвым месяцем в проведении каких-либо мероприятий. Оно и понятно, эпидемия - эпидемией, а отдыхать чиновникам необходимо. К началу сентября формально количество инфицированных детей не увеличилось, несмотря на кажущуюся активность эпидемиологов. Все мероприятия напоминали мышиную возню, подогреваемую взаимной критикой. Темпы расследования и явно недостаточные меры по предотвращению дальнейшего распространения инфекции вызвали в регионе панику. Родители наотрез отказывались госпитализировать своих детей в лечебные учреждения, росла социальная напряженность в обществе. Однако после того, как тревогу забил президент Нурсултан Назарбаев, похоже как самое заинтересованное в этом вопросе лицо в государстве, сняв с должности министра здравоохранения Ерболата Досаева и акима Южно-Казахстанской области Болата Жылкышиева, на место эпидемии были направлены ведущие эпидемиологи республики. Резкий рост На заседании Совета безопасности 20 сентября президент также дал поручение правительству в течение трех месяцев разработать и принять новую республиканскую программу по борьбе со СПИД. Накануне, министр здравоохранения Досаев презентовал программу, в которой планировалось снизить до 2010 года смертность больных СПИДом более, чем в 2 раза. Однако это не спасло его от увольнения. Проверка, теперь уже всех республиканских медицинских учреждений оказалась в руках генеральной прокуратуры. Некая успокоенность чиновников сменилась бурной деятельностью. Количество инфицированных детей с 14 сразу подскочило до 55. Первым делом новый аким области Умирзак Шукеев заявил, что каждая семья, в которой выявлен зараженный ВИЧ-инфекцией ребенок, получит из бюджета ЮКО по 100 тыс. тенге. "И это только первоначальная помощь, - подчеркнул он. Эти средства выделены из резервного фонда акима. Кроме того, из бюджета выделено 63 млн. тенге на приобретение оборудования для областного центра крови. После того, как на республиканском уровне начались проверки, все каналы получения официальной информации были перекрыты. Все, с кем нам удалось побеседовать, попросили не упоминать свое имя в материале, поскольку не знали, как в дальнейшем сложится их карьера и, возможно судьба. Причем ситуация с инкогнито сложилась практически на всех уровнях здравоохранения, начиная с рядового врача-лаборанта, главных врачей и чиновников областных департаментов. В основном все говорят о том, что ситуация с массовым заражением детей в ЮКО носит не локальный, а государственный характер. То есть налицо все причины системного кризиса. Первопричину многие из специалистов видят в отсутствии демократии в нашем государстве, а точнее в системе назначенцев. Дело в том, что назначаемый президентом страны аким области, начинает вести свою политику в подборе кадров, и, в свою очередь, назначает своих заместителей, чиновников в разных отраслях управления областью, в том числе здравоохранения и главных врачей лечебных учреждений. Аким, которого народ не выбирал, не оглядывается на мнение населения области, в которой он является наместником президента. Возникает некая вседозволенность и даже расслабленность. Аким ставит своих людей, которые тоже имеют тотальную власть над подчиненными. В итоге получается узурпация власти и анархия по всей ее вертикали. Такая система в развитых странах называется системой разрушительного типа, когда вся основная работа ведется на низших звеньях, и ответственность за любое ЧП несут также низы. Чиновники в условиях отсутствия выборности ни за что не отвечают и не привлекаются к какой-либо ответственности. Примерно такая ситуация имела место в Шымкенте, когда аким и начальники департамента здравоохранения области изначально, как это и полагается, пытались переложить вину на низшие структуры власти, а также рядовых врачей и даже медсестер. По факту нарушения санитарно-противоэпидемических норм было уволено несколько медицинских сестер. По данным того же департамента, одна из медсестер использовала один одноразовый шприц большой дозы, чтобы дробить эту дозу для нескольких грудных детей. Приводились и другие, не менее вопиющие факты. Но при этом ни чиновники, ни руководители медучреждений свою вину признавать не хотели. Нынешний аким ЮКО, в соответствии с благими намерениями, также, цитирую, намерен назначить нового директора департамента здравоохранения, правда обоим придется работать в критических условиях, и держать ответ напрямую перед президентом. Но и в этом случае всегда можно будет сослаться на своих предшественников. "Белая халатность" К тому времени, когда скандал вышел за рамки области, в ходе проверок, организованных и проведенных генеральной прокуратурой выяснилось, что недостатки, выявленные в Южно-Казахстанской области, имеют место практически во всех регионах республики. В частности, по информации Минздрава, в большинстве случаев врачами нарушаются правила переливания крови и ее компонентов. Не соблюдаются правила получения письменного согласия больных или их родственников на переливание крови. Так, по данным, которые нам удалось получить из ЮКО, некоторым детям до 3 лет гемотрансфузия производилась 20 и более раз, что противоречит всяким нормам лечения. В ходе проверки также выяснилось, что областной центр по переливанию крови делал забор крови у малоимущих и бездомных, переводя их в категорию платных доноров. Выяснилось, что один из таких подставных доноров скончался еще в начале 80-х годов. Таким образом, шла перекачка бюджетных денег на счета руководителей центра. Также выяснилось, что ни одному больному не давались рекомендации обследования на ВИЧ. Такая картина наблюдалась и в других областях страны. В связи с этим Минздрав поручил областным департаментам здравоохранения и руководителям медицинских организаций принять меры по приведению в соответствие с нормативами оснащенности всех учреждений. Кроме того, в короткие сроки "необходимо обеспечить кадровый потенциал службы крови". Этот факт насторожил многих представителей медицинских кругов. Как за короткое время можно сделать, то, что не было сделано за многие годы? Что же касается оборудования и оснащения, то решение этого вопроса не решит главной на сегодняшний день проблемы в органах здравоохранения - коррупции. Тем более, что оборудование также может служить источником спекуляции и взяток, при проведении государственных тендеров на приобретение этого оборудования. Система государственных закупок, по мнению большинства, имеет порочный круг. Среди чиновников Минздрава, а также облздравов сложились определенные лоббистские группировки, которые отстаивают интересы тех или иных фармкомпаний. Система откатов никого не удивляет, за участием в тендере стоят миллионы долларов. Так, по нашим данным, в медицинских учреждениях республики находится невостребованного оборудования на сумму более, чем 600 млрд. тенге, лекарственных средств с истекшим сроком годности примерно на 200 млрд. Для сравнения - весь бюджет республики на здравоохранение составил примерно 83 млрд. тенге, в том числе для Южно-Казахстанской области - 20 млрд. Денег много не бывает Несмотря на то, что государство в последние годы демонстрирует бурное экономическое развитие, наша медицина развивается в обратной пропорции. За последние десять лет государственная система здравоохранения несколько раз претерпевала различные реформы. Каждый новый министр считал своим долгом оставить след в истории государства путем внедрения новых реформ, на которые из бюджетных средств выделялись немалые деньги. Все мы помним провальную страховую медицину, когда гражданам выдавались полисы, наличие которых якобы давало гарантию на получение бесплатной медицинской помощи. Система семейных медицинских амбулаторий вообще добила имеющуюся у нас с советских времен относительно приемлемую и благополучную структуру здравоохранения. А тендерная система закупок абсолютно ликвидировала понятие государственных стандартов лечения. Произошла некая подмена понятий: наша медицина (не формально) настолько коммерциализировалась, что для врачей и руководителей клиник, стало не важно какого качества тот или иной препарат, важно только какую коммерческую выгоду он принесет организации. В клиниках могли лечить чем угодно: начиная от биологически активных добавок, и заканчивая морально устаревшими лекарствами, которые в мире уже не применяются в силу их токсичности. Наше государство провозгласило, что на развитие здравоохранения денег будет выделяться столько, сколько понадобится. Вследствие чего запросы медучреждений стали искусственно завышаться, и возникло существенное недоосвоение бюджетных средств - порядка 60%. Такое положение вещей не могло не насторожить правительство, в частности, министерство финансов, при составлении бюджета с каждым последующим годом. Деньги нужно было как-то осваивать. Главными врачами организовывались формальные мероприятия, позволяющие "отмывать" деньги. Каждый новый назначенный главврач, говорят рядовые сотрудники одного из самых крупных медицинских стационаров в республике, начинал с того, что проводил там ремонтные работы, даже если в этом не было необходимости. Далее руководство сообщало в Минздрав о необходимости переоборудования, а также переоснащения клиник. Проверка состава Для того, чтобы как-то контролировать деятельность медицинских учреждений, а также расход бюджетных средств, был создан Комитет по контролю качества медицинских услуг. Но для работы комитета, и контроля за закупаемой продукций необходимы специальные формуляры и протоколы лечения, единые для всех республиканских медицинских учреждений. Минздрав поручил в короткий срок разработать протоколы лечения по 200 болезням Институту общественного здравоохранения и другим институтам. Естественно, за такой короткий срок не было практической возможности провести 200 полномасштабных научных исследований и дать по ним заключение. Тем не менее, формально работа выполнена. Когда Минздрав получил результаты исследований, выяснилось, что большинство препаратов, используемых в лечении, не входят в список жизненно важных лекарственных средств. Возникло противоречие между старой, принятой еще в советское время медицинской системой и новой, принятой на Западе системой формулярной медицины. Устранить такое противоречие в этом году не представлялось возможным ни в плане человеческих ресурсов, ни в плане времени. Делать это, как у нас принято "в кратчайшие сроки" уже никто не рискнул. Тем более, что пока в очередной раз министерство раскачивалось для принятия очередного решения, грянул кризис. Эпидемия ВИЧ среди детей в ЮКО стала лакмусовой бумажкой тотального кризиса в системе здравоохранения. Сейчас все понимают, что здравоохранение нуждается не просто в реформе какой-либо из ее областей (в том числе, науки, образования, управляющих структур, а также клинической медицины), вся медицина полностью нуждается в реструктуризации. Возможно, по мнению многих специалистов, нам давно уже пора перейти на западную систему медицинского обслуживания, и перестать ориентироваться на развивающие страны. С другой стороны, есть пример Кубы, где бесплатная медицина является самой развитой среди стран мира. Так или иначе, правительство и президент должны понимать, что медицина в государстве является интегральным показателем его развитости. А нынешняя ситуация, когда мы никак не можем справиться с такими заболеваниями как туберкулез, бруцеллез и др., а теперь еще и СПИД, что ставит нас в один ряд с африканскими странами, не может не отразиться на имидже Казахстана на политической арене, а также усомниться в экономическом благосостоянии его граждан. P.S. На момент написания материала стало известно, что количество зараженных детей превышает официально озвученные данные минимум в два раза. Эпидемия начинает приобретать размах национальной трагедии...

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи