Опубликовано: 880

В чьих руках ножницы?

В чьих руках ножницы?

ОБСЕ вновь настаивает на введении моратория на смертную казнь в Казахстане. Лишь 5 из 55 членов этой организации лишают жизни своих граждан по приговору суда: США, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения и наше отечество.

Страшный в своей непринужденности диалог булгаковских героев сумел в несколько фраз вместить то, что веками тревожит человечество. Кто вправе перерезать волосок, на котором висит жизнь? Даже если - по закону, который опять-таки придуман человеком? По данным центра правовой статистики и информации при генпрокуратуре РК, в 1997 году в Казахстане были расстреляны 45 человек, в 1999 - 33, в 2002 - 15. Всего за 5 лет казнены 150 осужденных. За последние три с половиной года действия нового УК высшая мера назначалась лишь за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, совершенное, говоря языком протокола "в совокупности с другими деяниями". Как известно, самый уважаемый папа планета - понтирик Римский впервые в истории современной церкви выступил публично против смертной казни и призвал объяснить 2001-й годом всемирного моратория. Трагедия 11 сентября нарушила эти благие планы - проблема казни отдельных преступников ушла на задний план. Исключительная мера - тема, обреченно болезненная. И, кажется - вечная. Даже если, наконец, будет принято однозначное решение, страсти не улягутся. Человечество издревле делится на два лагеря: сторонников и противников. Правда, в последнее время, как показывают социологические опросы, к черно-белому варианту мнений прибавились и оттенки типа: в целом запретить, но в исключительных случаях применять можно. Но юристы-профессионалы единодушны: нет уж, граждане, или - или. Не может быть никаких "разовых" решений и "принятия во внимание" индивидуальных обстоятельств. Действующий уголовный кодекс РК предусматривает смертную казнь в санкциях 17 статей в альтернативе в лишением свободы на 20 лет и пожизненным. Причем, как известно, высшая мера наказания у нас в стране не может назначаться лишь беременным и несовершеннолетним. В прошлом году к расстрелу были приговорены 39 человек. Каждый из них в тоске все равно ждет своей участи, надеясь на помилование или смягчение приговора. Психологи считают, что это ожидание - самое тяжкое испытание. Им вторят защитники прав: нельзя заставлять человека в течение нескольких лет мучаться от неизвестности, каким бы закоренелым злодеем он не был. О том же твердят нормы закона: "Смертный приговор приводится в исполнение с причинением по возможности минимума страданий приговоренному". Гуманно, но, получается, только теоретически. На практике смертники "парятся" в одиночках, не зная, что ждет впереди - жизнь или ... Впервые сомнения по поводу права одних казнить других возникли в Древней Греции, во время Пелопонесской войны. Причем вопрос решился экспресс-референдумом: большинством голосов греческих воинов были оставлены в живых изменники - граждане города Митилены, перешедшие на сторону врага. На Руси, славной своими пытками, смертная казнь то отменялась, то вводилась вновь. По мнению историков, вовсе не из-за осознания ценности человеческой жизни или иных гуманных порывов, а по причине нехватки тюрем. У нас, кстати, нынче тоже проблематично с квадратурой пространства за колючей проволокой. По словам председателя комитета уголовно-исправительной системы министерства юстиции РК Петра Посмакова, в будущем "оптимальными станут учреждения с максимальным лимитом 500 мест. Сегодня максимальный лимит одного учреждения - 1000 мест. Правительством утверждена программа улучшения материально-технической базы исправительных учреждений, предусмотрено строительство 17 новых". Сегодня их в республике 79, срок в которых "тянут" более 65 тысяч осужденных. По сравнению с прошлым годом их число увеличилось - если в первом квартале 2001 года на зону ушли 11869 человек, то за этот же период нынешнего года 13511. Сейчас принято говорить о цинизме молодого поколения, зараженного кино-вирусом насилия, о страшном обесценивании жизни человека. При этом начисто забывается история. А ведь когда-то казнь была настоящим спектаклем. Да способы-то затейливые придумывали - то распиливание, то колесование. Чтобы народу веселее было. Да и в обычные дни смахнуть голову мечом кому-нибудь - что пятку почесать. Плаху или виселицу присуждали далеко не всегда за убийство, а совсем по другим поводам - к примеру, за кражу. В соответствии с новым казахстанским уголовным кодексом высшая мера назначалась только за умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах. Таких убийц в стране за пять лет оказалось 266. 150 из них казнены, 27 помилованы, то есть будут сидеть пожизненно. Судьба остальных пока неизвестна. Еще немного истории. Невероятно, но факт: на второй день после революции Советская власть сделала беспрецедентный в тех обстоятельствах шаг, отменив смертную казнь. Но, как оказалось, ненадолго. Уже летом 18-го года вышел декрет "Социалистическое отечество в опасности", фактически разрешавший чекистам без суда и следствия расстреливать подозреваемых в шпионаже, мародерстве и спекуляции. А осенью этого года был объявлен легальный красный террор - матрос с маузером мог на месте "шлепнуть" человека за то, что у того белые руки или усики офицерские - словом, контра. В стране началась большая кровь. Но еще страшнее полилась она, как мы знаем, в сталинские времена, когда расстрел стал совершенно будничным явлением. В 47-м, однако, смертная казнь в СССР была заменена на 25 лет лагерей. Через 5 лет в стране опять пошла "волна" изменников Родины и диверсантов и высшую меру вернули, как единственно возможное возмездие отщепенцам и наймитам. Современный уголовный кодекс нашей республики тоже предусматривает это самое суровое наказание за государственную измену в военное время, преступления против мира и безопасности человечества. Всего высшая мера предусмотрена в 18 санкциях норм особенной части УК. Критерии тяжести преступлений в разных странах так же контрастны, как и отношение общества к смертной казни. В Албании можно распроститься с жизнью, попавшись на изготовлении фальшивых денег, в Пакистане - за осквернение имени пророка Мухаммеда. Иран "мочит" наркоторговцев и проституток сотнями, в Руанде опасно колдовать. Полностью отменили высшую меру 108 из 189 членов ООН. В 91 государстве суды избегают вынесения смертных приговоров, заменяя их суровыми сроками. Мораторий - пропуск в цивилизацию. Еще в 1989 году Генеральная ассамблея ООН призвала мировое сообщество задуматься об отмене смертной казни, как развитии прав человека и всеобщем прогрессе. Поначалу медленно, но процесс пошел. Вольется ли в него Казахстан? Это непросто. Во-первых, должна быть готова уголовно-исполнительная система, которую лихорадит затянувшаяся передача из одного ведомства в другое. Во-вторых, суды, о несовершенстве работы которых говорено много и впустую. И, наконец, общество. Запуганное ростом преступности, озлобленное, оно пока просто не способно проявить милость к падшим и дать им шанс на жизнь. Око за око - древний девиз, но большинству современников он более близок, чем слова о гуманности и прогрессе в развитии прав человека. Каждый год казахстанские суды отправляют в колонии порядка 90 тысяч преступников. Приговоренные к высшей мере попадают в тюрьму. Те, кто их охраняет круглые сутки, год за годом, рассказывают: жить хотят все, как бы ни хорохорились, ни бравировали равнодушием к смерти. Даже те, кто сам загубил чью-то жизнь, а быть может, и не одну. И опять мучительный вопрос: казнить или миловать? Социологи считают, что наше озлобленное общество не только не готово миловать злодеев, но предрасположено к самосуду. По мнению большинства специалистов, Казахстану так же больше подойдет постепенное введение моратория. Некоторые сдвиги есть - с введением нового УК - он вдвое сократил число преступлений, за которое можно карать раз и навсегда. За ряд воинских преступлений смертная казнь может быть назначена только в военное время. Однозначно решили мы карать сурово убийства, посягательство на жизнь президента, терроризм, покушение на судей или следователей. Сегодня таковых преступников в казахстанских тюрьмах - 1 процент от 65 тысяч. Они ждут, когда будет перерезан тот волосок, на котором подвешена их жизнь. А мы никак не можем решить, сделать роковое движение или нет.

[X]