Опубликовано: 3100

Узбекский инвестиционный рай

Узбекский инвестиционный рай

Узбекское экономическое чудо, о котором не ленятся рассуждать высокопоставленные узбекские чиновники - иллюзии. А последние, как многие догадываются, существуют лишь в воображении, да и то не совсем адекватных людей.

Окончание, начало см.здесь. Высокие темпы роста узбекской экономики в 2008 и 2009 году, когда другие рынки существенно просели и показывали зачастую отрицательную динамику, есть еще одно изобретение властей. Мол, все мучаются, борются с кризисом, а Узбекистан, вопреки всему, растет и крепнет. Но этот рост обеспечивается, во-первых, за счет изоляции узбекского рынка от глобального рынка. Сегодня Узбекистан - это государство, отгородившееся от всего остального мира заградительными таможенными пошлинами. Последние настолько высоки, что любой цивилизованный экспорт в Узбекистан практически невозможен. Отсюда все более крепнущий теневой сектор. Наличие теневого сектора не волнует власти только потому, что внешне Узбекистан выглядит островком благополучия. Зачастую мнимого, но это уже частности. Во-вторых, банки получили в беспроцентное пользование все финансовые ресурсы страны. Всеобщий перевод на пластиковые карточки позволил им контролировать ресурсы. Так как доступ к наличным деньгам ограничен, банки могут распоряжаться средствами со счетов своих клиентов по собственному усмотрению. О том, что средства со счетов доступны для банкиров свидетельствует следующий факт: недавно управляющий Чирчикским филиалом Национального банка внешнеэкономической деятельности смог снять деньги со счетов своих клиентов и использовать их для личных нужд. Население Узбекистана традиционно ходит на базары за покупками. Причем, там они могут приобрести все, что душе угодно. И по вполне приемлемым ценам. Культура ходить за покупками в шумные места возникла не сегодня, и в целом весьма характерна для восточных стран, в числе которых Узбекистан. Базар в их понимании - это не только процесс купли-продажи товара, но и общение. Именно на базарах люди могут назначать встречи, там можно побеседовать о жизни, поделиться новостями. Пожаловаться на детей, слегка пожурить родственников, и еще многое-многое другое. Примерно ту же функцию выполняют и узбекские базары. Самое главное, и продавцы, и покупатели приходят сюда, чтобы поторговаться. Первые хотят продать подороже, вторые - купить подешевле. Тот момент, когда стороны приходят к консенсусу и вызывает самые бурные реакции. СССР близко… Еще в советские времена государство занимало деньги у населения по облигациям займа. Это были так называемые долгосрочные инвестиции советских людей в экономику СССР. Причем, доверие к системе было столь велико, а интерес к облигациям подпитывался регулярными розыгрышами ценных призов, что многие так и не успели вернуть свои деньги. В результате, на руках населения СССР остались облигации, которые сейчас никому не нужны. Обещания властей национальных республик компенсировать потери оказались химерой. В современном Узбекистане пошли дальше. В частности, деньги, практически замороженные на пластиковых карточках, стали примерно тем же самым, что деньги привлеченные СССР у населения. С той лишь разницей, что узбекские власти не выдали никаких бумаг, свидетельствующих о займе. В то же время, начиная с 2004 года, государство ежегодно изымает для собственных нужд огромные средства, тратит их на крупные и мелкие проекты, и за пользование деньгами ничего не платит. Наоборот, люди, пытающиеся снять наличность с карточек, в банках сталкиваются с таким качеством обслуживания, что не могут понять: чьи деньги они снимают - свои или чужие. Так, например, вот что рассказала читательница одного узбекского сайта: "Чтобы получить пять тысяч сумов (2,7 доллара), я прождала в очереди (в банк) полтора часа. За это время насмотрелась тут. В кассе, обслуживающей людей с пластиковыми карточками, выдают на руки не больше 20 тысяч сумов (10 долларов), но при этом всякий раз кассирша звонит вышестоящим начальникам и спрашивает, можно ли дать эти несчастные двадцать тысяч. При мне к другой кассирше подошла служащая банка и сказала, что надо выдать 50 тысяч сумов (30 долларов) другой сотруднице, которая болеет и не может купить лекарства. Кассирша выдала, а затем ей позвонил начальник, она поднялась наверх и вернулась вся в слезах. Ее отчитали. Нельзя было, оказывается, выдавать деньги на лекарства и еду". По всем формальным признакам - это деньги, которые заработали сами люди. По тому, как банковские служащие относятся к желающим снять деньги, они - государственные и даются людям в качестве подачки. То есть с 2004 года узбекская экономика финансируется за счет денег населения. Поэтому и зависимость от внешнего фондирования низкая. Но вместе с тем ресурсов для развития банковского бизнеса постоянно не хватает. Ибо банки выступают как посредники. Нервные и раздраженные посредники, так как от финансовых потоков, протекающих через их счета, им достаются только капли. Во главе всего процесса находится государство, которое использует всех остальных как средство для производства материальных ценностей. Не более. Все познается в сравнении До последнего времени островком относительного благополучия был Ташкент. Тогда когда в регионах Узбекистана на пластиковые карточки уже перечисляли половину зарплаты, в столице это соотношение составляло 30 к 70 в пользу наличных денег. Так, один из самаркандских педагогов рассказал одному из сайтов, к каким последствиям привело перечисление заработной платы на пластиковые карточки: "Это очень усложняет нашу жизнь. Удобство карты очевидно лишь при оплате коммунальных услуг. А в остальном - сплошные минусы. Во-первых, "пластиком" можно расплатиться только в некоторых магазинах, то есть мы оказываемся несвободны в выборе места приобретения товаров и продуктов. Не можем сходить на базар, где и делали-то, в основном, свои покупки - здесь и дешевле, и выбор больше, и поторговаться можно, ведь зарплаты у нас небольшие. А как нам теперь ездить в общественном транспорте? Там картой не расплатишься. Обналичить? Сначала надо найти банк, где есть наличные, - лишние заботы! - а потом еще оставить им комиссионные - минимум десять процентов, меньше я пока не видел. Зарплата и так мизерная, еще и минус десять процентов с нее!" На самом деле, коммунальные услуги можно оплачивать карточкой. Все остальное нужно покупать за наличные деньги. Отовариваться же в крупных торговых сетях, где принимают карточки, могут позволить себе в Узбекистане далеко не все. Поэтому узбекистанцам приходится придумывать способы обналичивания денег. Так, например, очень популярным стал способ получить наличные в очередях на оплату коммунальных услуг. То есть обладатели "пластика" ждут тех клиентов, которые могут себе позволить заплатить наличными. Получают у них наличные деньги, и отдают свою пластиковую карточку во временное пользование. Тот факт, что столичные жители переходят на пластиковые карточки позже жителей региона свидетельствует об очевидных вещах. Власти понимают, что переход на пластиковые карточки не приветствуется населением. Люди всеми правдами и неправдами пытаются сделать так, чтобы найти источники наличных денег. То есть на основной работе часть зарплаты перечисляют на карточку, поэтому они ищут дополнительный приработок наличными. Бизнесмены смекнули в чем дело, и теперь охотно предоставляют приработок за наличные деньги. Как правило, оплата работы за наличные порой на треть или половину ниже оплаты той же работы на карточку. Вот и еще одно доказательство того, что переход на пластиковые карточки - неудачный эксперимент властей. Поэтому Ташкент и стоит последним в очереди. Власти опасаются, чтобы недовольство не началось в самой столице. Еще труднее объяснить населению то, что их деньги будут использованы властями для финансирования государственных проектов. Сложнее всего же довести до сознания людей то, что им никто и никогда не заплатит за их инвестиции в узбекскую экономику. Обычно в цивилизованных государствах население добровольно несет деньги в банк, чтобы положить их на депозит. А профессионалы используют их для приращения капитала. Проценты по вкладу и есть плата, которую получает инвестор. Выжечь каленым железом Самые жесткие законы принимаются, как правило, в тех странах, где их исполнить не могут. Не исключение и Узбекистан. Так, 19 апреля узбекский президент подписал постановление "О дополнительных мерах по стимулированию развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек". Согласно документу, Центробанку и Ассоциации банков Узбекистана даны чрезвычайные полномочия: следить за банками, чтобы те строго придерживались утвержденных единых тарифов по обслуживанию клиентов в платежной системе безналичных расчетов сумовыми банковскими пластиковыми карточками. Напомним, что согласно утвержденным тарифам банки должны брать за свои услуги как минимум 0,5 процента. Согласно постановлению, "с 19 апреля 2010 года отказ принять платеж по пластиковой карте будет расцениваться как нарушение правил торговли и оказания услуг и наказываться в соответствии с законодательством". В соответствии со статьей 189 Уголовного кодекса Узбекистана нарушителям грозит штраф до 600 минимальных размеров заработной платы, исправительные работы до двух лет или арест до шести месяцев. Согласно приложению к постановлению, терминалы должны стоять практически везде. По тексту постановления в "прочих хозяйствующих субъектах, осуществляющих денежные расчеты с населением". Это дает карт-бланш силовым структурам начать очередную кампанию борьбы с "нарушителями". Предприниматели вряд ли будут способны доказать им, что их объекты входят в перечень объектов, которые имеют право торговать без кассового аппарата. А размытость критериев определения "прочих хозяйствующих субъектов" дает право силовикам и налоговым службам творить что угодно.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи