Опубликовано: 4800

Узбекский инвестиционный рай

Узбекский инвестиционный рай

Искусственно ограничивая хождение наличных денег, узбекские власти изобрели инвестиционную бочку в отдельно взятой стране.

Непримиримая борьба с инфляцией, грозящей в одночасье похоронить под собой узбекскую экономику, способствовала созданию в Узбекистане бездонной инвестиционной бочки. Вместо того, чтобы отпустить сум в независимое плавание, власти пошли другим путем. Особенно в последние шесть лет, с тех пор, как банковским служащим выдали первые пластиковые карточки: делается все для того, чтобы максимально ограничить хождение наличных денег. Теоретически - все верно. Снижение оборота наличных денег, безусловно, снижает спрос на валютном рынке. В свою очередь, искусственное снижение спроса на валюту должно способствовать невысокой инфляции. Однако на деле валютный рынок представляет собой изобретение давно минувших лет. Гипертрофированная схема валютного регулирования создает массу возможностей для всякого рода махинаций. Еще одним подтверждением данных рассуждений стало поведение "черного рынка" накануне очередного ежегодного заседания Азиатского банка развития в Ташкенте. За несколько дней до этого саммита курс сума к американскому доллару резко упал до величин, сопоставимых с официальным курсом, диктуемых Центральным банком. Ограничение хождения наличных денег позволяет узбекским банкам не думать о том, о чем должен думать любой банкир: стараться привлечь накопления населения, вкладывать их в экономику, и строго следить за тем, чтобы их не украли. Власти создали схему, в которой банки выполняют роль финансового цербера. Через них идут основные финансовые потоки, и им же дано право выбирать: кому и на каких условиях давать наличность. Такого права банки в цивилизованном мире получить просто не могут. Идея перевести на пластиковые карточки зарплаты, пенсии, пособия появилась еще в начале 2000-х годов. Именно тогда власти ощутили большие сложности с определением реального курса национальной валюты к американскому доллару (есть и другие валюты, но они имеют зачастую ограниченное хождение). Так как власти изначально стремились диктовать курс, образовались так называемые множественные курсы валют. Именно за множественные курсы Узбекистан подвергался острой критике со стороны международных финансовых институтов. Они подозревали, что высокопоставленные чиновники время от времени взрывают "черный рынок", и на скачках курса делают свои капиталы. Правда, ни тогда, ни сейчас документально доказать эти предположения не удалось. Ты помнишь, как все начиналось… Национальный банк внешнеэкономической деятельности стал внедрять пластиковые карточки еще в начале 90-х годов. Но это были универсальные пластиковые карточки признанных международных финансовых организаций и ими мог пользоваться лишь узкий круг особо избранных персон. Что позволило высокопоставленным чиновникам и лицам, приближенным к властям чувствовать себя в заграничных поездках более-менее комфортно. В 2001 году Национальный банк внешнеэкономической деятельности провел эксперимент с пластиковыми карточками: 21 проект по выдаче заработной платы работникам крупнейших производственных предприятий и организаций. Кроме них карточки получили налоговики, работники Мубарекского газопромышленного управления, Бухарского нефтеперерабатывающего завода, Ферганского государственного университета, АО "Кизилкумцемент", Самаркандского отделения "Узбекистон темир йуллари". Количество пластиковых карточек был небольшим, а обороты и того скромнее: соответственно более 300 карточек с оборотом 209 миллионов сумов. Напомним, что начало 2000-х годов был ознаменован форсированным сближением Узбекистана с США, переживших террористические атаки. Американцы зашли в Афганистан и объявили войну терроризму. Узбекистан стал для США наиболее оптимальным государством для базирования передовых тыловых сил. А стороны вывели отношения между государствами на уровень союзнических. В таких условиях узбекские власти, хоть и формально, но были вынуждены считаться с мнением международных финансовых институтов, в частности, с Международным валютным фондом. Именно под давлением последнего Узбекистан в 2003 году принял обязательства по частичной конвертации валют. Для этого власти должны были унифицировать курс Центрального банка и "черного рынка". Но вместо того, чтобы отпустить сум в свободное плавание и перестроить экономику на развитие в условиях свободного рынка, власти взяли на вооружение вариант искусственной утилизации спроса на валюту. Поэтому не случайно именно в 2004 году было принято решение распространить эксперимент с пластиковыми карточками на всю страну. Первыми, кто получил пластиковые карточки, стали сами банковские служащие. Через два года, в 2006 году на пластиковые карточки перевели представителей остальных секторов экономики. По данным Центрального банка, в 2008 году количество выпущенных в стране пластиковых карт достигло 4,5 миллиона, число банкоматов превысило 27 тысяч единиц. И что дальше? А дальше ничего хорошего. Согласно последнему решению властей предусматривается довести общее количество карточек до 5 миллионов, а количество банкоматов до 40 тысяч единиц. Это как раз тот случай, когда количество не переходит в качество, лишь порождает существенные перекосы в экономике, вынуждая бизнес уходить в тень, а население искать возможности для получения наличных денег. Что касается населения, то по пластиковым карточкам сложно получить наличные деньги. К примеру, в Гулистане, административном центре Сырдарьинской области, есть только два супермаркета, где можно рассчитаться карточкой. Примерно такая же сложная ситуация сложилась и в других регионах страны. В Ташкенте количество супермаркетов выше, но для населения в 2 с лишним миллиона человек - все равно невероятно мало. Если же вновь вернуться к ситуации в регионах, то можно привести еще один наглядный пример. В Чирчике, городе, расположенном недалеко от Ташкента, количество торговых точек, торгующих по карточкам, можно пересчитать по пальцам одной руки. Бизнес не хочет работать по карточкам. Это связано с тем, что банки весьма неохотно выдают наличные деньги. А так как деньги в банках практически невозможно конвертировать в валюту, их сначала нужно снять, потом обменять на "черном рынке". Обычно снятие наличных из банков сопровождается взятками, которые банковские служащие берут за обналичку. Раньше они составляли 10 процентов от необходимой суммы, теперь - не меньше 15-20 процентов. Но и такая схема не работает, когда ближе к концу месяца банки аккумулируют средства, необходимые для выплаты зарплаты бюджетным организациям, пособий, стипендий и пенсий. Супермаркеты как зеркало… Правительство акцентирует внимание бизнеса на то, чтобы открывать большее количество супермаркетов. Согласно последним решениям властей, они должны размещаться в густонаселенных районах Ташкента и других крупных городов Узбекистана. Такая стратегия есть продукт убежденности властей в необходимости сделать торговлю в стране цивилизованной. По идее, население Узбекистана через несколько лет должно забыть про базары и ходить в супермаркеты ежедневно, возможно, два или три раза в день за необходимыми продуктами. Внешне такие планы выглядят заманчивыми. На самом деле, в супермаркетах чисто, да и уровень обслуживания довольно высокий. Жители Узбекистана тоже не прочь пользоваться ими. Но одно немаловажное обстоятельство слегка сдерживает "души порывы" - высокие цены. Так как большинство крупных торговых сетей принадлежит высокопоставленным чиновникам, а они вложили в их строительство миллиарды сумов, то и отбить их нужно как можно быстрее. При существующей в Узбекистане власти никто не чувствует себя в безопасности, а сладкая жизнь чиновника может в любой момент закончиться. С другой стороны, разница цен в супермаркетах и на рынках - и есть та самая плата за обналичивание, которую владельцы супермаркетов платят банкирам. Все очень просто. Но не сказать, что изящно… Продолжение следует

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи