Опубликовано: 1134

Ударим транзитом по бездорожью

Ударим транзитом по бездорожью

Казахстан располагает сетью автомобильных дорог протяженностью более 86 тыс. километров, из которых почти 13 тыс. имеют международное значение и являются связующим звеном между Азиатскими шоссейными дорогами и сетью европейских.

Сегодня выражение "скатертью дорога" имеет исключительно негативный смысл, этот фразеологизм можно считать синонимом пожеланиям типа "проваливай", "убирайся" или более нейтральному - уходи. Между тем первоначальное значение выражения - пожелание счастливого пути: чтобы дорога была гладкой, как скатерть на столе. Сохранись сегодня первоначальное значение, такое пожелание вызовет в лучшем случае иронию любого автомобилиста. Состояние дорог в Казахстане давно стало притчей во языцех. Более 60% автодорог республики эксперты оценивают как неудовлетворительное. "Доколе!" привычно негодует пассажир и автовладелец, привычно всколыхнувшись на привычной колдобине. К сожалению, на интенсивные разрушительные процессы на автодорогах начали обращать серьезное внимание лишь в конце девяностых годов. Сейчас уже много сказано и написано о причинах этого катастрофического явления. Главной причиной называется "эпоха перемен", когда в стране было попросту не до дорог. Все допустимые межремонтные сроки были нарушены. По норме средний ремонт должен проводиться каждые три года. В Казахстане же около десяти лет практически не велось строительства и ремонта дорог вообще. Модернизация сети автомобильных дорог запаздывает на 7-8 лет, и с каждым годом техническое состояние дорог ухудшается. Вместе с тем в программе развития автомобильных дорог Казахстана на 2001- 2005 годы прогнозируется, что "при реализации стратегии социально-экономического развития республики автомобильные перевозки будут ускоренно возрастать, что определяет необходимость развития сети автомобильных дорог, причем ожидается рост объемов грузовых и пассажирских автомобильных перевозок и возникает потенциальная возможность наращивания транзитных сообщений". А это может привести к дальнейшей потере и так низкого качества дорожных покрытий! Подобные опасения более чем обоснованы. По оценкам экспертов Международного союза автомобильного транспорта в СНГ, Союза международных автомобильных перевозчиков РК и Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций РК основной проблемой автодорожной отрасли Казахстана является "прогрессирующее ухудшение технического состояния автодорог". Такой вывод зафиксирован в аналитическом докладе "Автомобильный транспорт Казахстана 2003-2004". По данным специалистов, на сегодня в Казахстане нет ни одной автомобильной дороги, которую можно было бы классифицировать как "скоростную" или "автомагистраль". Технические параметры автодорог не соответствуют требованиям международных стандартов. Есть дорога Алматы-Астана, которая построена довольно качественно. А у отечественных автомобилистов вызывает просто восторг. Однако и к ней по большому счету имеются претензии. По техническим показателям дорога относится к третьей технической категории, при ширине полотна лишь 8 метров. Это связано с тем, что для строительства дорог по международным параметрам необходима высокая интенсивность движения на данном участке. Сегодня этот показатель очень невысок, порядка двух тысяч автомобилей в сутки. Участок от Астаны до Борового - в этом отношении гораздо привлекательнее. В перспективе интенсивность движения здесь прогнозируется порядка 7 тысяч автомобилей в сутки, что позволило построить комфортную дорогу первой категории. Единственную на сегодняшний день в республике. Однако возможность быстрой езды стала причиной трагической статистики. В 2001 году, когда новой дороги еще не было, погибло 17 человек, в 2002 году в период реконструкции 18 человек, а в 2003 году после завершения строительства погибло уже 69 человек. По данным Министерства транспорта и коммуникаций для содержания существующей сети дорог в рабочем состоянии необходимо, как минимум, полтора миллиарда долларов ежегодно. Пока же на эти цели направляются куда более скромные суммы. В целом на модернизацию и строительство автодорог в прошлом году выделили 40 млрд. тенге, в 2005 году предусмотрено - 55 млрд. тенге. Зарубежный опыт показывает, что транзитные перевозки могут стать значительным источником валютных поступлений в бюджет государства. Это - доходы от экспорта транспортно-коммуникационных и сервисных услуг, предоставляемых при следовании транзитного груза по территории страны, плата за транзитный проезд по территории страны, налоги на топливо. Поэтому согласно Программе развития автомобильных дорог Казахстана приоритетом дальнейшего дорожного строительства являются транзитные дороги международного значения, прежде всего направления Челябинск - Костанай - Астана - Алматы - Хоргос и Самара - Шымкент - Алматы - Хоргос. Кроме того, в этом году будут активизированы работы по маршруту Великого Шелкового пути на участке Коргас- Алматы-Шымкент, обеспечивающем транспортные связи Казахстана с Китаем и Узбекистаном. По оценкам экспертов, размер возможных доходов от организации транзитных перевозок через территорию Казахстана оценивается двумя миллиардами долларов в год. Эти цифры в прошлом году озвучил министр транспорта и коммуникаций республики Кажмурат Нагманов, выступая на пятой международной конференции "ТранЕврАзия-2004" в Астане. На такой уровень доходов от транзита по своей территории Казахстан может выйти к 2020-2030 году. В настоящее время, по словам министра, Казахстан получает от транзита порядка 150-160 млн. долларов дохода в год. Актуальность проблемы связана, прежде всего, с необходимостью создания эффективной системы сухопутного трансконтинентального транзита в Евразии. Сейчас нагрузка на Суэцкий канал и пролив Босфор, через которые грузы идут в Европу, и такие порты, как Гонконг и Сингапур предельно высокая. Между тем, доставлять грузы по железным и автомобильным дорогам при координации действий всех заинтересованных стран становится и выгоднее. А главное быстрее, чем морским путем, что значительно удешевляет доставку и позволяет доставлять дорогостоящие грузы "от двери до двери". Кроме этого, развитие транзитного сообщения Европа - Азия позволит интегрироваться в мировую экономику странам, через территорию которых он проходит и также серьезным источником дохода для национальных бюджетов.

[X]