Опубликовано: 2900

Ученые раскрыли имя "Золотого человека"

Ученые раскрыли имя "Золотого человека"

Ученый-историк, сотрудник Института археологии и этнографии НАН Азербайджана заявил, что расшифровал имя "Золотого человека" из сакского кургана, найденного в 1969 году на берегу Иссыка. 

Уверенность Заура Гасанова о том, что имя знаменитого сака – Сынглы, основывается на расшифровке рунической надписи, сделанной на серебряной чаше, пишет газета "Эхо".

Ученый выяснил, что надпись имеет тюркское происхождение и в оригинале выглядит так: "Dört bul küz Sınglıyı ır – "Dünyanın dörd (küncü) tərəfindəki tayfalar Sınqlıya nəğmə qoşur", Uş yüz yığ anta ıçır – "Üç yüz ağlar gözlü and içir". А перевел ее Гасанов как "Четырех (углов) сторон света племена Сынглы воспевают. Три сотни оплакивающих клятву пьют".

"Нам удалось выявить целый ряд грамматических, исторических, включая ссылки на Геродота и "Историю китайской династии Хань", а также литературных свидетельств, подтверждающих достоверность именно такого прочтения надписи", – отметил исследователь.

Историк также заметил, что "Сынглы" – это, скорее, титул, и он связан с названием божественного клинка "Чинг-лу", который носил император всех хуннов.

Ученый нашел несколько свидетельств в расшифрованном тексте о том, что надпись имеет именно такое значение, как он перевел: имя воина, символизирующее меч, наличие в надпись фразы "пить клятву" и символика чисел "4" и "3".

"В истории китайской династии Хань есть упоминания о том, что хунны поклонялись мечу и золотому воину. Та же информация встречается и у Геродота. По его словам, скифы воздвигали святилища Аресу (богу войны) в виде железного меча, установленного на четырехугольной площадке на вершине холма. В Иссыкской надписи племена, окружающие царя, представлены цифрой 4 ("племена четырех углов"). На голове золотого воина четыре стрелы. В надписи представители племенного союза делятся на "три сотни". У Геродота в скифских мифах "о происхождении от Таргытая" и "от Геракла" первоскифы представлены тремя братьями.В надписи три сотни оплакивают Сынглы, а у Геродота детально описывается процесс оплакивания скифского царя всеми племенами Скифии", – поясняет Заур Гасанов.

Историк также рассказал, какое значение может иметь фраза "пить клятву", ссылаясь на рассказ Геродота об обряде скифов.

"Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши", – поделился исследователь.

Ученый рассказал также, что "Золотой человек" относился к племени куз, несмотря на то, что русская наука называет их скифами. "Мне удалось установить, что в древнегреческих текстах слова скиф не существует. Это искаженная русская версия. В греческих источниках скифов называют куз. В ассирийских и вавилонских надписях скифов называют иш-куз и аш-гуз", – сообщил историк. При этом Гасанов отмечает, что имена этих племен имеют отношение к названию огузов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Новости партнеров