Опубликовано: 3321

Территориальная оборона: есть ли шансы на успех?

Взаимодействие республик-членов Содружества Независимых Государств на всех этапах своего построения и функционирования проходило сложно, с большими пробуксовками, как в экономической, так и в политической областях.

И если по некоторым экономическим параметрам многие республики достигли значительных успехов, то в политической сфере взаимоотношения как между республиками, так и внутри многих стран-членов СНГ в настоящее время нельзя назвать стабильными. Это в первую очередь обусловлено тем, что, располагая достаточно полной системой координирующих органов, содружество по своей эффективности заметно отстает от соответствующих органов таких организаций, как ЛАГ, НАТО и др. Нестабильная политическая ситуация в Центрально-азиатском регионе не позволяет в должной мере говорить о действенном межгосударственном механизме защиты членов СНГ. Фактически каждое государство Центральной Азии, впрочем, как и все остальные члены содружества, столкнулось с необходимостью при обострении политической ситуации в регионе рассчитывать в первую очередь на свои собственные силы, которые за период становления государственности претерпели значительные изменения, направленные не в лучшую сторону. При реформировании вооруженных сил Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан сделали ставку на повышение профессионализма военнослужащих. Но при массовом оттоке офицерского состава и непопулярности службы в армии, центрально-азиатские республики столкнулись с необходимость внести коррективы в оборонную политику. В результате чего стал актуализироваться процесс создания подразделений территориальной обороны. Жизнеспособность данного вида защиты оценили во многих государствах-членах СНГ. Так, в Федеральном законе Российской Федерации "Об обороне" в статье 22 п. 1 "Территориальная оборона" четко обозначены контуры данного мероприятия: "территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения.". В Беларуси в 2002 году на комплексном оперативно-тактическом учении с Северо-западным оперативным командованием "Березина - 2002" власти в полной мере смогли прочувствовать всю тяжесть и сложность решаемых задач. Практическая отработка мероприятий территориальной обороны в условиях приближенных к боевым, позволила скоординировать действия гражданских структур с военными подразделениями. По сообщениям представителя оперативного управления Главного штаба Вооруженных сил Беларуси, целью создания новых формирований станет обеспечение безопасности регионов страны. В Казахстане теме территориальной обороны также было уделено значительное внимание со стороны вооруженных сил и представителей исполнительной власти. В Военной доктрине, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 2000 года, разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование системы обеспечения военной безопасности Республики на этапе становления суверенного государства. В настоящее время с учетом возникновения новых угроз безопасности страны и появления новых средств вооруженной борьбы меняется и характер современных военных конфликтов. В связи с этим Казахстан вынужден вести свою политику национальной безопасности с учетом изменившихся реалий. Оборона страны предполагает вооруженную защиту Республики Казахстан, мобилизацию всего военного и экономического потенциала государства, осуществление гражданской и территориальной обороны. Итак, что собой представляет территориальная оборона в Республике Казахстан? По одному из определений территориальная оборона - это совокупность согласованных и взаимосвязанных по задачам и способам выполнения государственных мероприятий. Они осуществляются Правительством Республики Казахстан в целях защиты участков государственной границы, важных объектов и коммуникаций, населения. Предотвращения (срыва) планируемых или проводимых разведывательных, десантных, специальных операций (действий) противника, разгрома (ликвидации) его диверсионных и войсковых группировок, а также установления и поддержания режима военного положения на территории всей страны или в отдельных ее местностях (районах). Интересен тот факт, что территориальная оборона Республики Казахстан осуществляется по территориально-зональному принципу, то есть в каждом населенном пункте будут свои подразделения территориальной обороны. Немаловажным является и то, что командовать этими полугражданскими, полувоенными соединениями будут гражданские лица - представители исполнительной власти, которые в большинстве своем являются офицерами запаса, не проходившими действительную воинскую службу в вооруженных силах. Справедливости ради стоит отметить, что в течение прошлого года во всех четырех округах (ныне региональные командования) прошли учебные сборы с представителями местных органов государственного управления, где они получили определенные знания по вопросам организации территориальной обороны. Но в ходе сборов участники ознакомились лишь с концепцией мобилизации в Республике Казахстан и организацией проведения боевой организации формирований территориальной обороны. А между тем основными задачами территориальной обороны являются: прикрытие и оборона сухопутных участков государственной границы и морского побережья; охрана и оборона объектов военного и государственного значения, а также объектов на коммуникациях; борьба с десантными и диверсионными силами; прикрытие и оборона назначенных рубежей; обеспечение поддержания режима военного положения на территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях. Вроде бы все правильно и солидно. Однако появляется немало вопросов. Например, дублирование задач. На Пограничную службу Комитета национальной безопасности Республики Казахстан возлагается охрана и защита государственной границы на суше, море, озерах и иных водоемах, а также участие в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия и наркотиков. На Внутренние войска Министерства внутренних дел - охрана важных государственных объектов и пресечение особо опасных правонарушений, диверсий и террористических актов, борьба с незаконными вооруженными формированиями, обеспечение охраны общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта. Учтем тот факт, что в Пограничной службе КНБ РК и Внутренних войсках МВД РК служат профессионалы, а в подразделения территориальной обороны будет набираться личный состав из людей, негодных к строевой службе в мирное и военное время. Становится непонятно каким образом бороться с диверсионными силами будут пенсионеры и люди старше среднего возраста. Ведь ясно, что в составе диверсионных и десантных групп противника будут находиться не просто специалисты, а высококлассные профессионалы способные в короткий промежуток времени выполнить поставленную задачу в тылу врага. А если охранять и оборонять объекты военного и государственного значения будут пенсионеры… Возникает большое сомнение в действенном отпоре силам противника со стороны жителей республики. С другой стороны, если подразделения территориальной обороны будут заниматься реализацией поставленных перед ними целей, то чем будут заниматься другие подразделения, в составе которых имеются профессионально подготовленные кадры, и у которых те же задачи? Чрезвычайно интересен список государственных органов власти, осуществляющие функции по территориальной обороне: Правительство Республики Казахстан; Министерство обороны Республики Казахстан; Командование и штабы региональных командований Вооруженных Сил Республики Казахстан; Областные (городские) органы военного управления; Министерство внутренних дел Республики Казахстан; Комитет национальной безопасности Республики Казахстан; Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; Республиканская гвардия; Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям; Центральные исполнительные органы. При наличии такого значительного списка контролирующих и координирующих органов создается вероятность ситуации, когда возникнет двоевластие, троевластие и т.д. На особый период начальники зон территориальной обороны в установленном законодательством порядке формируют: резервные полки (батальоны) для выполнения задач в оборонительной операции согласно плану применения Вооруженных Сил Республики Казахстан; полки (батальоны) территориальной обороны, отдельные стрелковые подразделения и отряды в интересах выполнения задач территориальной обороны в зоне (районе). Вполне вероятно, что у начальников будут военные советники, однако если учесть отсутствие опыта мобилизационной работы, а также отсутствие в большинстве случаев у руководства срока прохождения службы в вооруженных силах - создается нелицеприятная картина. А если еще вспомнить, что на последних учениях "Сары-Арка - 2004" многие начальники сил территориальной обороны (являющиеся представителями местных органов власти) только обозначили свое присутствие, направив своих заместителей, то прогнозы на перспективу, мягко говоря, неутешительны. Не стоит сбрасывать со счетов историю: когда похожие подразделения обороняли от "белых" и анархистов различные объекты молодой Советской республики, имеющие государственное значение. Тогда оборона не смогла обеспечить безопасность советских учреждений, организаций и территорий и по решению Совнаркома была расформирована, уступив место более действенным институтам защиты. Но та же история показывает, что подобное направление (создание сил территориальной обороны) избрали многие государства Европы: Австрия, Германия, Италия, Польша, Франция и другие. Становится очевидным, что при начале военных действий в Казахстане каждый десятый казахстанец должен будет надеть военную форму. Кстати, войск в Казахстане сейчас не так уж и много: сегодня численность казахстанской армии равна 74 тысячам человек, хотя несколько лет назад цифра была иной - 120 тысяч. В свою очередь территориальная оборона - это около 1,5 миллиона вооруженных человек, которые в определенный срок могут быть поставлены "под ружье". При актуальности самой тематики территориальная оборона пока не может стать действенным отпором силам, способным дестабилизировать внутриполитическую ситуацию как в одном отдельно взятом государстве, так и в регионе в целом.

[X]