Опубликовано: 3100

Таможня кошмарит: стоимость грузов на границе завышается минимум наполовину от их реальной цены

Таможня кошмарит: стоимость грузов на границе завышается минимум наполовину от их реальной цены Фото - Тахир САСЫКОВ

Импорт дорожает. Казахстанская таможня начала поднимать ставки. Участники внешнеэкономической деятельности и таможенные брокеры считают, что комитет госдоходов таким образом пытается сохранить объемы поступления денег в бюджет при падении экономической активности.

“Прокурору города Алматы. Уважаемый Берик Куанышбекович. Я осуществляю юридическое сопровождение и представляю интересы ИП по импорту чая. Вынужден обратиться к Вам для защиты наших прав. Уже в третий раз таможенный пост “Алматы – Центр таможенного оформления” ДГД города Алматы повысил таможенную стоимость чайного сырья из Кении с 2,5 до 3,8 доллара за килограмм. И это несмотря на все сопроводительные документы, где указана реальная стоимость товара. Мы третий раз занимаемся процессом доказывания реальной стоимости сырья. Это занимает много времени и наносит убытки ИП”.

Примерно такие заявления сегодня пишет множество таможенных брокеров по всему Казахстану. Несмотря на весь пакет сопроводительных документов, регистрацию контрактов в банках и представленные прайсы поставщиков, таможенная стоимость грузов на казахстанской границе завышается минимум наполовину от их реальной цены.

“У нас горел контракт”

Примеров масса. Компания по поставке строительного оборудования заключила контракт с клиентом. Сумма договора фиксированная. Товар должен приходить в страну партиями. В начале 2019 года пришел первый груз на 20 тысяч долларов. Обычная таможенная ставка на ввоз должна была составить 1,5 миллиона тенге. Таможня выставила счет на 3 миллиона. Закончилось тем, что компания написала жалобу в ДГД Алматы, и вопрос был урегулирован в пользу импортера.

Летом 2020 года пришла вторая партия. Такая же по составу и цене. Контракт зарегистрирован в банке. Товар из КНР. Груз сопровождали инвойс и прайсы поставщика. Вроде бы всё в порядке. Тем более импортер проверенный и приключений не ищет. Но, когда брокер пришел забирать документы, выяснилось, что система оценки риска присвоила грузу новый коэффициент таможенной стоимости (КТС) и теперь его растаможка будет стоить уже 5 миллионов тенге.

– Мы написали жалобу в ДГД, – рассказывает предприниматель. – Нам ответили, но в компании никто так и не понял, о чем в письме идет речь. Поняли лишь то, что считает программа сама, без человеческого вмешательства. То есть сотрудники таможни на систему влиять не могут. Мы не согласились. Написали письмо в КГД. Таможенники нам ответили. Так прошел месяц. В итоге срок таможенной декларации истек, и ее аннулировали. Мы снова подали документы. Их направили на получение КТС во второй раз. И, вы не поверите, КТС увеличился еще на 150 тысяч тенге. Если б мы начали писанину, то был бы риск, что таможенная стоимость товара начнет сама по себе увеличиваться, находясь на территории Казахстана. В итоге нам пришлось оплатить пошлину и забрать товар. Мы были в тупиковой ситуации. У нас горел контракт. Сроки поставки иссякали, а груз лежал на таможне. Но для себя мы решили, что в следующий раз будем уже судиться, так как платить такие деньги мы не намерены.

“А где мы найдем этого человека через 2–3 месяца?”

Повышение таможенной стоимости застопорило работу складов временного хранения, на которых ждут таможенной очистки автомобили, завезенные в Казахстан частными лицами. "Я исколесил Европу, Азию и Россию, но такого беспредела ещё не встречал!": на Хоргосе назревает бунт

– Уже вторую неделю на СВХ копятся импортные машины. Там и дорогие новые, и дешевые б/у, – рассказывает таможенный брокер, попросивший не называть его имени. – Недавно в КГД вышел 236-й приказ, по которому все автомобили оформляют по “синему коридору”. Это значит, что сейчас машину со склада выпускают, но потом, через 2–3 месяца, могут доначислить налог, который владелец должен уплатить в казну. В среднем выходит по 700–800 тысяч за единицу. А где мы найдем этого человека через 2–3 месяца? Большая часть их продает машины сразу после оформления. Даже если я найду нового владельца, что ему скажу? Плати 800 тысяч за очистку машины? А закон предусматривает, что, если лицо-импортер не платит таможенные сборы, половина этой суммы ложится на брокера. Нет уж, извините, я платить не хочу. Другие брокеры тоже не рискуют. Мы ждем хотя бы 2–3 недели, чтобы таможня доначислила налог, и только после этого будем выпускать товар.

Рецепт простой – бороться

– Жалобы на необоснованное повышение таможенной стоимости импорта начались еще в апреле, – рассказал “КАРАВАНУ” председатель совета Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий ШЕСТАКОВ. – Мы связываем такие действия с сокращением поступлений в бюджет. Все-таки таможня дает почти треть от всех налогов страны. Поэтому падение торговых оборотов очень чувствительно.

Ситуация ненормальная. Но мы, ассоциация брокеров, стараемся не допускать этого. Мы заставили таможню отказаться от практики доначисления. Но кто ломается, тех они сломают. Многих брокеров таможня всё еще кошмарит. Мы регулярно проводим видеоконференции с руководством КГД. За последние месяца полтора состоялись уже 4 встречи, на которых все эти позиции проговорили. Комитет даже создал свой телеграм-канал, через который частники могут подавать свои жалобы.

Рецепт выхода из ситуации, по мнению Геннадия Шестакова, простой – бороться. Есть досудебные меры урегулирования споров. Если они не сработают – подавать в суд. Тем более что действия таможни могут спровоцировать рост цен на импортную продукцию. Если уже не спровоцировали.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи