Опубликовано: 2200

Таможенный союз начал свою поступь

Таможенный союз начал свою поступь Фото - kp.ru

Как сообщил недавно "Коммерсантъ", Таможенный союз блокировал грузы, которые частично предназначены Казахстану и идут транзитом через Россию.

Из-за чего 30 экспедиторов, работающих в порту Восточный, пожаловались в Федеральную таможенную службу, Министерство транспорта России, ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и Дальневосточную железную дорогу на проблемы с обработкой транзитных контейнеров на терминале Восточной стивидорной компании (ВСК). Согласно условиям общего таможенного кодекса России, Казахстана и Белоруссии, оформление транзитных грузов можно производить только после их перегрузки на железную дорогу. В результате этого за две недели действия Таможенного союза на терминале скопилось 4885 контейнеров. В ВСК заявили, что речь идет о транзите в Сибирь и центральную Россию, а также в Казахстан и другие страны СНГ. Логики никакой Такое требование сложно назвать логическим. Вообще, схема "погрузка-таможня-отправка" противоречит здравому смыслу. В иностранных портах грузы оформляют по факту предъявления сопроводительных документов. Факт погрузки на транспорт администрацию портов не интересует. Поэтому вся ответственность за груз, как правило, несет перевозчик. Интересно другое. Конечно, экспедиторам очень неудобно выполнять данное требование таможенников. Железнодорожники тоже никак не могут договориться с последними. Причем, почему-то у всех вместе не включаются мозги. Если таможенники будут ждать погрузки на транспорт, то все это время инфраструктура порта заморожена. По идее, он вынужден останавливать работу, и почти прекратить работу по формированию грузов. В то же время российские железнодорожники видят во всей этой проблеме вину руководства портов. Мол, оно знало об изменениях условий работы заранее, и должно было расширить площади временного хранения транзитных контейнеров для таможенного оформления. Причем, по скорости обработки грузов российские морские порты довольно существенно уступают своим иностранным конкурентам. Для сравнения, следующая статистика: если в 2009 году грузооборот всех 45 морских портов России составил 496 миллионов тонн, то грузооборот только одного из крупнейших морских портов - голландского Роттердама - 420 миллионов тонн. При таких низких темпах обработки грузов проблемы с перевалкой и таможенным оформлением будут возникать все чаще. Везу то, не знаю что Теперь физическое лицо может ввозить беспошлинно товаров на общую сумму, не превышающую 1500 евро (действующее сегодня ограничение - 1000 долларов), а вес - 50 кг (соответствует действующей сегодня норме). Сверх указанных нормативов предусматривается единая ставка: 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения. При этом челноку придется зарегистрироваться в налоговых органах и предоставить 14 документов. Нормы беспошлинного ввоза, действующие несколько лет в России, вызывают множество нареканий. Недовольство россиян вызывал порядок исчисления стоимости товаров. Таможенники использовали рыночную стоимость товаров. Во-первых, не брали в расчет, где россиянин покупал товар. То ли в Германии, то ли в Лондоне, то ли в Турции. Таможенники использовали так называемые средние рыночные цены на подобные товары на российском рынке. Во-вторых, как только сейчас выясняется, таможенники могут использовать единый таможенный кодекс себе во благо. То есть, выезжая, человек не декларирует те вещи, которые с собой вывозит, а по приезду вдруг обнаруживается, что таможенники считают все. И вещи, которые человек купил за границей, и вещи, которые он вывез с собой. Примерно такая же проблема возникнет и в Казахстане. Любой из жителей Алматы знает, насколько брендовые вещи в южной столице стоят дороже тех же вещей в Германии или Турции. То есть, как и россиян, нас будут обыскивать по полной программе. Обнаружив, к примеру, футболку от "Гуччи", они оценят ее в 300-350 долларов США, тогда как в той же Турции на распродаже ее можно купить за 80-90 долларов США. Так что на одной только футболке нам могут посчитать сумму, эквивалентную одной пятой части товара, который можно ввозить без уплаты таможенных пошлин. С другой стороны, казахстанцам надо готовиться к тому, что таможенники усилят контроль. То есть при выезде надо будет декларировать все, начиная с золотых сережек, заканчивая расческой. Кто знает, каким будет настроение таможенника, когда вы вернетесь из-за границы?! Импортеры в шоке До вступления в силу единого таможенного кодекса челнок мог ввезти по льготному режиму до 2 тонн товара. Теперь всего 50 килограммов. Нынче на казахстанских базарах одни и те же разговоры. Мол, таможенники много денег берут, поэтому товар дорожает и продавать его надо дороже. Но поднять цены на 20-30-50 процентов торговцы не могут. В условиях плохого спроса и массового затоваривания повышение цен приведет к резкому снижению спроса и банкротству наиболее слабых. Но если пострадает мелкий оптовик, вслед за ним пострадает и крупный. Именно наличие большой прослойки мелких торговцев обеспечивало спрос на рынке и питательную среду для работы крупных оптовых компаний. В любом случае для повышения цен на базарах нет никакого повода. Значит, торговцам придется как-то выкручиваться. "Выкручиваться", означает одно: обманывать покупателя. А так как потребитель уже давно не Иванушка-дурачок, обман будет вскрываться, а имидж профессии падать. Он и раньше не был блестящим, теперь вообще упадет ниже плинтуса. Сейчас на рынке сложилась ситуация, когда рост цен на товары народного потребления вызовет ответную реакцию. Потребителям придется выбирать между обновкой и питанием. Так как у нас всюду работает принцип цепной реакции: подорожали вещи, подорожают и продукты. То есть потребитель будет покупать такое же, как и раньше количество продуктов, но при этом резко сократит покупки вещей. Все пройдет… Всех нас вместе надо будет защищать от произвола таможенников. Это международные организации могут несколько раз в году говорить о том, какие казахстанские таможенники продвинутые, сколько они делают для того, чтобы стать цивилизованными. Степень цивилизованности казахстанской таможенной службы знают все, кто с ее работниками сталкивался. В России после того, как от таможенников пострадали тысячи россиян в течение последних нескольких лет (изымали товары, ссылаясь на превышение нормы провоза) Конституционный суд постановил, что стоимость товаров, ввозимых на территорию России, должна определяться по цене их приобретения, а не по рыночной стоимости. Хорошо то, что хорошо кончается. Есть все основания полагать, что она если и будет исполняться, то избирательно. К примеру, если попадется упрямый и грамотный россиянин. Если попадется неупрямый и не совсем грамотный, у него все и отберут. Почему? Просто потому, что нет в России чиновника, довольного работой таможни. Таможенники не выполняют план, а так как российский бюджет сильно зависит от этих поступлений, значит, давление на таможенников не снизится. В Казахстане и того нет. То есть мы должны будем пройти путь россиян с самого начала. Нервы, аэропорт, таможенник, конфискация. Или надо будет заплатить столько, сколько провозимые вещи однозначно не стоят. Знаете, почему в Европейском союзе одно решение принимается в течение нескольких месяцев, а у нас решение о создании целого союза, подобного Европейскому, принято за те же сроки?! Европейцы долго и упорно считают. Им важнее заранее оценить возможные недочеты, чем потом их в оперативном режиме исправлять. Нам важнее сначала сделать телегу, а потом всем селом искать лошадь, которой там точно нет. Вот и вся разница…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи