Опубликовано: 21400

Страна +997: для чего в Казахстане еще раз решили уйти от России

Страна +997: для чего в Казахстане еще раз решили уйти от России Фото - Тахир САСЫКОВ

В 2023 году всем казахстанцам придется перебивать номера своих родственников, друзей, знакомых и коллег, записанные в мобильных телефонах. Страна переходит на новый код. Это почти решено.

Сейчас мы делим с Россией один префикс: +7. Совсем скоро будем использовать суверенный: +997. Об этом на неделе сообщило министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК.

“Казахстан перейдет на собственный национальный телефонный код. МЦРИАП зарезервировало за собой новый телефонный код +997 в Международном союзе электросвязи (МСЭ). Раньше мы делили код +7 вместе с Россией, теперь, когда вы позвоните из нашей страны за рубеж, будет высвечиваться “Казахстан”. Полный переход на +997 даст нам возможность независимо распределять национальный ресурс нумерации и позволит расширить национальную систему по числу абонентов и услуг”, – заявил Багдат МУСИН, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК.

С операторами связи проработан соответствующий План. По нему перейдет на национальный код с января 2023 года. Полный переход ожидается с 2025 года. Новый и старый коды будут использоваться параллельно в течение двух лет.

Сразу возникает два противоположных вопроса:

1. Почему сейчас?

2. Что было плохого в старом коде +7?

Пресс-секретарь министерства цифрового развития Максат ТУЛЕГЕНОВ не смог объяснить цель выхода из 7-й зоны.

– Переход на свой код дает больший ресурс нумерации, – сказал он в интервью “КАРАВАНУ”. – Полный переход даст возможность независимо распределять национальный ресурс нумерации и расширить национальную систему цифровых услуг. И, да, это инициатива Казахстана.

Странно, ведь математика говорит, что сегодня у РК ресурс нумерации больше на порядок, чем будет потом. Потому что номер зоны короче. И министерство распределяет его по своему разумению.

– Сейчас ведется работа с операторами мобильной связи, чтобы позволить либо использовать для внутренней связи старый “короткий” номер, либо вообще без странового кода, – дополнил пресс-секретарь министерства. – То есть сделать номер еще короче, без кода. Например, у вас номер +7 709 123 4567. Полный код будет +997 709 123 4567. Но внутри страны можно использовать только номер телефона: 709 123 4567. Возможно, появится новый префикс.

Максат Тулегенов не смог ответить, как будут работать мессенджеры типа WhatsApp, Telegram или Signal. Там в любом случае надо будет менять номера, так как эти приложения работают независимо от границ Казахстана.

Просто поменять номера телефонов? Это будет муторно. Это заденет каждого казахстанца. У меня в телефоне более 300 контактов. Каждый седьмой-восьмой имеет по 2, а то и по 3 номера. Мне придется перебить минимум 350 номеров. Та еще задача.

Непонятно, как будет решена коммуникация с тем же Egov. ЭЦП для входа на сайт электронного правительства у многих казахстанцев завязан на телефонный номер. Я еще пользуюсь мобильной версией. Его также нужно будет менять.

Банковские карты, карты клиента, виртуальные магазины и весь сервис также завязаны на телефоне. Навскидку помню с десяток сервисов, где для идентификации себя я использовал номер. Это социальные сети, электронная почта, web-форумы. А сколько еще я не помню, но их страницы сидят в памяти компьютера? Всё надо вытаскивать и проходить регистрацию заново. Геморрой тот еще! За что могу сказать спасибо родному минцифры. Откровенно говоря, даже не ждал такого подвоха.

И, главное, сам номер станет длиннее. Сейчас у нас он состоит из 11 цифр. В новом варианте будет 13-значный. Громоздкий и труднозапоминаемый.

Кстати, все эти проблемы понимал прежний министр цифровизации Аскар ЖУМАГАЛИЕВ. В ответе на обращение № 611741 в мае прошлого года на Egov он так и писал: “Вопрос о выходе из 7-й зоны рассматривался. Разные страны имеют один код – это обычная мировая практика. Изучив мировой опыт… было принято решение о том, что Казахстан остается в 7-й зоне. Ресурс нумерации… поделен между Казахстаном и Россией, но каждая страна использует свою часть ресурса независимо от другой. Такие же примеры существуют в зарубежных странах, таких как США и Канада, использующих Североамериканский план нумерации (1-я зона). Выход из 7-й зоны нумерации может столкнуться с рядом неудобств. В первую очередь номера телефонов увеличатся с 11-значных сейчас на 14-значные в последующем. Будет ограничена возможность развития национальной сети, перестройка и перепрограммирование сетей потребует немало времени и финансовых затрат”.

Так что же изменилось? У минцифры появилось много денег и программистов?

Зато нам, простым потребителям, это будет стоить оборванными звонками и регулярными падениями сети, плюс ростом тарифов на связь. У телекоммуникационных компаний только один способ покрыть расходы: через абонентскую плату.

Почему именно номер +997? Тут всё просто. По плану Международного союза электросвязи, за каждым географическим регионом закреплен свой префикс. Северная Америка – это 1, Африка – 2, Европа – 3 и 4, Латинская Америка – 5, Австралия, Океания, Юго-Восточная Азия – 6, Советский Союз (да, есть такая зона) – 7, Восточная Азия – 8, Центральная и Западная Азия – 9.

Казахстан может претендовать на номер в зоне 3,7, 8 и 9. От России мы отходим, значит, зона 7 отпадает. В Европу “ушли” Беларусь (+375) и Украина (+380). Мы тоже могли бы, но план нумерации в этой зоне почти весь занят. В Восточную Азию – это скорее Дальний Восток – мы не хотим. Остается Западная Азия, где вроде есть свободные номера в районе +99Х. И здесь уже обосновались наши соседи: Кыргызстан (+996), Узбекистан (+998), Монголия (+976) и Азербайджан (+994).

И последнее. По данным МСЭ код 997 давно закреплен за Казахстаном. Явно больше года. Но пока используется только как составная часть номера ICCID на SIM-картах операторов связи. Этот код легко найти через установки телефона. Или на SIM-карте. Здесь он зашифрован как 3, 4 и 5-я цифры в 20-значном коде.

Я нашел этот код на своей сим-карте, которую получил лет 5 назад. То есть Багдат Мусин лукавит, когда говорит, что переговоры о переходе на новый телефонный префикс шли год? Зачем? Видимо, всё-таки эта новость должна была затмить скандал вокруг меморандума по Egov.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи