Опубликовано: 3600

Стихийные бедствия - как о них рассказать ребенку?

Стихийные бедствия - как о них рассказать ребенку?

Селевые потоки, снежные лавины, наводнения, лесные пожары… И это далеко не полный список стихийных бедствий, попав в которые человек чувствует себя беспомощным. Если мы, взрослые, к таким явлениям относимся внимательно и осторожно, то согласитесь, и дети об этом должны знать. Вот только как рассказать, чтобы им было понятно?

С одной стороны, вроде как не проблема. Берешь любой фильм, тот же "Смерч", "Послезавтра" и готово: реальная картинка с ужасами, криками, воплями и поступками, которые нельзя или крайне рискованно совершать в экстремальных погодных условиях. Однако, какой вывод смогут сделать дети, используя в качестве наглядного пособия высокотехнологичный фильм? Недавно, просматривая очередной блок вечерних новостей (в сюжете шла речь о пожарах), спросила у десятилетней племянницы: "Что такое лесной пожар?". Она, смущенно поежившись, ответила: "Ну, ты же сама видела в новостях…". Так, ясно - для нее это что-то непонятное. Простительно для жительницы Кызылординской области, но хотя бы про наводнение она должна знать? Ответ все равно поразил. Пришлось даже теряться в догадках чем именно: детской непосредственностью или все же необразованностью, - похоже, и тем и другим вместе: "Наводнение, это когда мама собирает все вещи и подвешивает их в мешках в сарае, а потом кому-то бесплатно строят новые дома. Но нам так не везло"(!) Ничего себе "везение"! Настоящая проблема с приемом и/или подачей информации. Понимая, что все же придется рассказать ребенку, что такое наводнение и вообще стихийные бедствия, я собрала мысли в кучку и, оформив их в словесном виде, чтобы не напугать, но сказать правду, приступила к рассказу. Рано утром меня разбудила моя сестра: "Что ты ей рассказала про наводнение? Пришлось всю ночь успокаивать!". А ведь я могла бы и не обращать внимания на скудные знания племянницы, о природных явлениях от которых может зависеть ее жизнь. Подрастет - в школе расскажут. Вспоминаю свое недалекое школьное прошлое. Нам пытались втолковать очень доходчиво, буквально на пальцах объясняя, но мы не только ничего не осознали - и значения никакого не придали. Налицо - неудачный педагогический подход, однако, судя по всему, времена меняются, и скоро в школах будут действительно качественно доносить до детей как сохранить свою жизнь в экстремальных природных условиях. В начале марта был подписан Меморандум о взаимопонимании по снижению риска бедствий в секторе образования между Министерством образования и науки Республики Казахстан (РК), Министерством по чрезвычайным ситуациям РК и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Данный меморандум закладывает основу сотрудничества и партнерства между указанными субъектами в рамках реализации проекта "Поддержка по снижению риска бедствий среди наиболее уязвимых групп населения в Казахстане". "По данным ООН, периодичность, масштабы стихийных бедствий во всем мире возрастают. Катастрофы, вызванные природными катаклизмами, причиняют ущерб социальной, экономической и экологической деятельности населения. Такая тенденция наблюдается и в странах Центральной Азии, в том числе и в Казахстане. Поэтому снижение риска стихийных бедствий должно рассматриваться как чрезвычайно важный компонент устойчивого развития государства". Планируется уже в этом году разработать специальный курс по снижению рисков стихийных бедствий, который будет апробирован в нескольких школах. Как рассказывает Султан Худайбергенов, координатор по связям с общественностью ЮНИСЕФ: "Вопрос снижения риска бедствий во всех странах мира стоит остро, в том числе и в Казахстане. Этот вопрос должен включаться во все государственные программы по устойчивому развитию, согласно Хиогскому рамочному плану действий (принят в префектуре Хиого, г. Кобэ, Япония, 2005), к которому также присоединился Казахстан. На глобальном уровне частота и количество стихийных бедствий увеличивается (глобальное потепление, катастрофы техногенного характера и т.д.). Такая же тенденция существует и в Казахстане. Например, как отметил министр МЧС Владимир Божко, количество стихийных бедствий в 2008 году в Казахстане возросло на 16 % по сравнению с 2007 годом. Поэтому Казахстан не является пилотной страной, подобный проект также запускается в Таджикистане и Узбекистане. Однако, проект будет пилотироваться в отобранных школах в г. Алматы, Алматинской и Южно-Казахстанской области. Согласно проекту, должна быть разработана специальная учебная программа для учителей и школьников, методички, брошюры по улучшению знаний, навыков, поведения и оказания первой помощи во время и после возможных стихийных бедствий, таких как землетрясения, пожары, ураганы, наводнения, сели, и т.д. В дальнейшем предполагается, что компоненты вышеуказанной учебной программы включатся в существующие предметы, такие как биология, география, валеология, основы безопасности жизни и НВП. Таким образом, это не станет новой программой или предметом, а лишь добавлением информации в уже существующие на основе международного опыта и знаний, полученных или наработанных мировым сообществом во время стихийных бедствий в разных точках планеты. После пилотирования проекта надеемся, что программа будет внедрена по всему Казахстану. Наша общая цель - создать (улучшить) устойчивые механизмы предупреждения, сопротивления и борьбы с последствиями возможных стихийных бедствий", - отмечает г-н Худайбергенов. Достаточно важное и полезное начинание, остается надеяться, что образовательные программы будут пересмотрены не только в рамках школьных дисциплин. Потому что аналогичное просвещение не помешает и студентам. Фото с сайта http://www.mchs.gov.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи