Опубликовано: 3500

Стерилизации нет альтернативы?

Стерилизации нет альтернативы? Фото - ferghana.ru

Уже в текущем году узбекский президент Ислам Каримов на заседании правительства, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год, заявил о планах по созданию новых рабочих мест.

Окончание, начало см.здесь. В 2010 году в Узбекистане предусматривается создание более 950 тысяч новых рабочих мест. Если планы правительства воплотятся в жизнь, то по итогам трех последних лет будет создано в общей сложности около 2,5 миллионов новых рабочих мест. При таких темпах их возникновения Узбекистан должен полностью решить проблему безработицы. С другой стороны, столь мощная налогооблагаемая база должна увеличить поступления в Пенсионный фонд при Минфине Узбекистана настолько, что любые социальные проекты будут финансироваться легко и просто. Но ничего подобного не наблюдается. Есть повод думать, что новые рабочие места - это чистой воды формальность и очковтирательство. Если же новые рабочие места являются сезонными, и количество новых рабочих мест нельзя суммировать, правительство должно четко и внятно об этом заявить. Тогда общее количество новых рабочих мест по итогам текущего года составит 950 тысяч единиц. Тогда же и данные по 2008 и 2009 годам принимать во внимание не стоит. Мужчины остались Рост рождаемости можно объяснить тем, что трудовые мигранты, начиная с весны 2008 года и заканчивая началом 2009 года, застряли на родине. Россия и Казахстан из-за кризисных явлений стали вести более очевидную протекционистскую политику в сфере привлечения иностранной рабочей силы. Причем, обе страны за счет снижения миграционного потока из Узбекистана и других бедных государств Центральной Азии стремились стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы. Власти надеялись, что на освобожденные узбекскими гастарбайтерами рабочие места придут россияне и казахстанцы. Еще одной причиной роста рождаемости в Узбекистане является практически сексуальная безграмотность населения. Причем, ситуация в городах (30 процентов всего населения) резко контрастирует с ситуацией на селе (70 процентов всего населения). Если горожане еще имеют довольно качественное представление, как планировать семью, и что для этого необходимо покупать в аптеках, то в сельской местности методы контрацепции находятся практически под негласным запретом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что демографический взрыв произошел в период между весной 2008 года и началом 2009 года. Именно на него приходится время, когда российские и казахстанские миграционные службы резко ужесточили миграционное законодательство и практически закрыли свои рынки для узбекских гастарбайтеров. Если к весне 2008 года и началу 2009 года прибавить 9 месяцев (нормальный срок, который необходим женщине, чтобы выносить ребенка), то становится понятным, кто в демографическом взрыве виноват. Упрощение процедуры стерилизации в Узбекистане - это вторая по счету попытка властей регулировать прирост населения без применения современных методов контрацепции. Первая попытка состоялась в период с 1999 по 2003 годы. Тогда тоже озаботились стерилизацией, а главные врачи больниц и поликлиник требовали от своих подчиненных статистику по ней. Как раз в это время Узбекистан получил крупную партию гуманитарной помощи с внутриматочными спиралями. Было много случаев, когда ВМС устанавливали без ведома женщин. О том, чтобы уведомить семью и родственников и речи не шло. При этом никого из врачей не интересовало, к каким последствиям могут привести массовые манипуляции. Женщин, родивших двоих детей (нулевое воспроизводство), просто принуждали. В результате, появлялись осложнения, которые многие врачи не ждали. Женщины, не соблюдавшие санитарных норм, заражались инфекциями, или спираль фактически вживлялась в плоть. Часть женщин из-за неправильной установки спиралей или противопоказаний, все равно беременели, тем самым, максимально усложняя будущие роды. Конец 90-х годов как раз и характерен высокими темпами прироста населения, а к 2003 году стало ясно, что рождаемость снижается. По итогам 2002 года выяснилось, что средний процент снизился до 1,3 процента. Власти вроде успокоились, и такое благодушие длилось до 2008 года. 1,7 процента прироста - это та граница, которую пересекать нельзя. Если кризис в России и Казахстане затянется, то прирост будет исчисляться цифрами другого порядка. По итогам 2009 года количество родившихся составило около полумиллиона человек. Психологический рубеж в полмиллиона человек будет легко преодолен в 2010 году. А далее население будет прирастать в геометрической прогрессии, достигнув миллиона человек по итогам 2012 года. Власти опасаются молодежи Резкий прирост населения свидетельствует об омоложении нации. Пожилых людей будет становиться меньше, а молодежи - больше. Как прослойка, которой нужно жить здесь и сейчас, молодежь представляет собой наиболее опасную с точки зрения социальной стабильности группу населения. Об этом не забывают власти, об этом знает население. Вплоть до недавнего времени узбекский президент почти всегда указывал, что больше 60 процентов населения Узбекистана - молодежь. Это его радовало. Но именно она стала наиболее мобильной группой населения, ежегодно выезжающей на заработки за пределы страны. Увеличение ее доли означает увеличение миграционных настроений. С другой стороны, молодежь, вернувшаяся из-за границы и увидевшая другую жизнь - хорошая база для возникновения протестных настроений в обществе. С третьей стороны, именно молодежь и стала основным фактором роста населения страны. Ее активная позиция в сфере демографии не может не вызывать тревогу у властей. Деньги, которые гастарбайтеры привезли из-за границы, имеют свойство заканчиваться. И тогда у молодежи появляется желание вновь покинуть Узбекистан в поисках заработка. В то же время Россия и Казахстан не способны поглотить всю массу узбекских гастарбайтеров. Оставшись на родине, они должны найти выход своей нерастраченной энергии. Поэтому Каримов очень опасается молодежи, ее максимализма и желания жить лучше, чем обычные узбекские семьи. И хочется, но не можется Власти могли бы минимизировать прирост населения за счет упрощения процедуры отказа от узбекского гражданства. В Узбекистане достаточно много людей, желающих отказаться от узбекского гражданства, переехать на постоянное место жительства в другие сопредельные государства. Но процедура сильно усложнена и направлена на то, чтобы создать максимум проблем для тех, кто хочет сменить гражданство. Все это делается для того, чтобы сохранить имидж страны. Президент с высоких трибун заявляет, что жизнь в Узбекистане становится лучше, люди живут богаче, а детство у детей счастливое. Массовый выезд из страны будет идти вразрез с этими заявлениями президента. Есть еще одна возможность снизить остроту демографической проблемы. Россия и Казахстан уже несколько раз предлагали подписать большой договор о миграции. Он бы позволил узбекским гастарбайтерам получать минимум медицинских и социальных услуг в стране, которую они выбрали местом своей работы. Почему официальный Ташкент не идет на подписание соглашение о миграции с Россией и Казахстаном? Первая причина в том, что узбекские власти не хотят показывать истинные масштабы трудовой миграции из Узбекистана. По официальной статистике, есть только лица, пересекающие узбекско-казахстанскую границу в одном направлении. Но большая часть трудовых мигрантов никак не учитываются на границе, поэтому официальной статистике верить нельзя. По данным независимых источников, из Узбекистана ежегодно выезжают от 1,5 до 5 миллионов человек. Если взять золотую середину, то это порядка 3 миллионов человек. Вторая причина в том, что получение гастарбайтерами социального минимума может стать хорошим стимулом для того, чтобы остаться в стране, где он зарабатывает деньги. Конечно, концептуально, снижение количества мужчин в Узбекистане может решить демографическую проблему. Но не комплексно. Появятся семьи без кормильца, которые необходимо содержать за счет госбюджета. И потом, оставшиеся в России и других странах узбекские мигранты постепенно прекратят перевод денег семьям, обзаведутся новой семьей. То есть возникнет база для социального взрыва в Узбекистане. Третья причина в том, что узбекские власти стоят перед дилеммой: встречать гастарбайтеров, создавать новые рабочие места внутри страны, чтобы оставшиеся на родине мигранты были заняты работой и имели источник существования. Но Узбекистан не может себе позволить потерять такое количество налогоплательщиков. Другого "или" не существует. Это и вынуждает власти не подписывать миграционные соглашения. Бесправный трудовой мигрант все равно должен будет вернуться на родину.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи