Опубликовано: 1700

Социальные сети, или, Вспоминая хорошо забытое

Социальные сети, или, Вспоминая хорошо забытое

Удивительно устроен этот мир, новые и оригинальные идеи в нем появляются не так уж и часто. Зато возвращение старых идей, но на новом технологическом уровне, происходит гораздо чаще.

Возможно, правы были сторонники марксизма, утверждавшие, что развитие общества идет по спирали. По крайней мере, во всем, что связано с компьютерами и Интернетом, такие параллели прослеживаются очень явно. Волна повального увлечения пересылкой писем по e-mail, сменяется манией "телеграфирования" по ICQ, соперничающей по популярности с ведением онлайновых дневников (блогов). Наблюдающего все эти веяния и течения, не покидает чувство того, что все это когда-то уже было. Все те же простенькие игры и головоломки, изначально существовавшие на бумаге, потом воплотились в пластмассе, после переехали на 286-е компьютеры, а сейчас уютно себя чувствуют на ультрасовременных "мобилах". И обычно, перевоплощение старой хорошей идеи, приводит к всемирному буму, который приносит славу и хорошую прибыль первым перевоплотившим, и отправляет глубоко в забвение все прежние воплощения. Вряд ли сегодняшние геймеры, решающие головоломки квестов знают, что старшие поколения когда-то, точно также, часами переворачивали тетрамино "Тетриса", вертели пластмассовые кубики Рубика или складывали бумажные флексагоны. Вот и еще одна идея, пришедшая к нам из глубин веков, стремительно отвоевывает популярность у предшественников. И ее новое имя - "социальные сети" (social networking). Драмкружок, кружок по фото… Узнаете строчки из детского стихотворения Агнии Барто? К теме данной статьи они имеют непосредственное отношение, поскольку социальные сети (или онлайновые сообщества) - это новое воплощение того, что когда-то называли "кружками по интересам". Появление и развитие их также закономерно и с исторической точки зрения. Как в пушкинские времена не признанные обществом поэты, образовывали свои тайные сообщества, так и в наши дни, непризнанные блоггеры стараются найти единомышленников в более специализированных социальных сетях. Да и другие пользователи Интернет тоже ищут единомышленников и новых знакомств. Феномен социальных сетей, заключается не только в том, что они создают место для тусовки, но и в том, что они предоставляют возможности для реализации творческого потенциала их участников. Или, как говорят, создают все необходимое для более-менее нормальной жизни в Интернете. В том числе: настраиваемые персональные страницы, настраиваемые блоги, фотогалереи, сообщества, внутреннюю почту, объявления и много другое. В своем роде, это следующий шаг в развитии блогов, где участник получает больше возможностей, и знает, что он общается не с "безликой толпой", а с людьми, интересы которых в чем-то совпадают с его собственными. Разумеется, такое положение повышает популярность социальных сетей, что подтверждают результаты исследований. В апреле этого года количество посетителей 10 крупнейших социальных сетей США выросло на 47% по сравнению с тем же периодом прошлого года до 68,8 млн. человек, подсчитала компания Nielsen/NetRatings. Это 45% от активных пользователей Всемирной паутины в США. На первом месте по популярности продолжает оставаться MySpace.com от корпорации News - он насчитывает 38,4 млн. уникальных посетителей. Рост посещаемости этого ресурса за год составил 367%. На втором месте - Blogger от Google - 18,5 млн. и 80% рост. 12,9 млн. и 10% рост показал Classmates Online. А YouTube и Microsoft MSN Groups, наоборот, отметили 14% уменьшение посещаемости. У этих замыкающих первую пятерку, соответственно, 12,5 млн. и 10,6 млн. Старший директор Nielsen/NetRatings Джон Гибс (Jon Gibs) назвал сайты социальных сетей интернет-аналогом реалити-телевидения, показывающего события вживую. "Публикация контента обходится относительно недорого, и социальные сети это не поветрие, которое со временем исчезнет. Более того, они станут всё больше интегрироваться в популярные сайты, как программы "реалити-ТВ" стали повсеместными в сетке вещания". Такая популярность, в свою очередь привлекает инвесторов к тому, в чем они видят еще один быстро развивающийся сегмент рынка онлайновых услуг. Крупнейший интернет-аукцион eBay вложил $2 млн. в компанию Meetup.com, разработчика социальных сетей. Об этом eBay заявил в уведомлении, отправленном Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Сайт Meetup.com конкурирует с подобными онлайновыми сообществами, в частности, Friendster и Orkut.com. Последнее принадлежит Google. Но не только инвесторов привлекают социальные сети. Поскольку увлечение это распространено в основном среди детей и подростков, которые охотно вступают в контакт с незнакомыми "сверстниками", и предоставляют о себе море личной информации, угроза неправомерного использования этой информации криминальными элементами, начинает приобретать в США серьезные масштабы. Так, в прошлом году, в ходе полицейского расследования убийства семнадцатилетней Тейлор Бел, студентки первого курса Университета Виржинии, был сделан вывод, что одной из причин её смерти могла стать информация, которую она выкладывала на сайтах MySpace, LiveJournal и других. Она сделала доступной для пользователей интернета слишком много личной информации, и для злоумышленника не составило бы труда выследить её Подобные громкие дела уже привели к ужесточению мер безопасности в социальных сетях, а могут привести и к более жестким ограничениям. В начале этого месяца, в конгрессе США происходило слушание законопроекта о запрете доступа несовершеннолетним к сетевым сообществам наподобие MySpace и Friendster, составленного конгрессменом-республиканцем из штата Пенсильвания Майклом Дж. Фитцпатриком (Michael G. Fitzpatrick). "Акт об удалении онлайновых хищников 2006", или H.R. 5319, предусматривает запрет на доступ к сетевым сообществам из общественных мест, которыми пользуются дети, а именно - публичных библиотек. Цель законопроекта - избавление детей от угрозы со стороны педофилов, которые зачастую прикидываются их ровесниками. В законопроекте также предусматривается публикация Федеральной комиссией связи "черных списков" веб-сайтов, "содержащих сетевые сообщества и чаты, которые позволяют домогателям легко получить информацию о детях-участниках и связаться с ними". Чтобы не потерять большую часть своей аудитории в связи с грядущими запретами, и повысить эффективность рекламы создатели социальных сетей ищут пути по привлечения взрослых пользователей. В апреле открылись два новых сайта - SisterWoman.com для женщин от 21 года и JukeBox.com - сообщество обмена шутками и юмористическими материалами. Аналитики полагают, что новые бизнес-модели включат в сферу онлайновых сообществ представителей крупного медиабизнеса, поскольку будут рассчитаны на взрослую аудиторию, а не на молодежь. "Вы увидите много подобных сайтов в ближайшие шесть-девять месяцев, созданных стартапами и крупными компаниями", - сказал Эндрю Фрэнк (Andrew Frank), аналитик Gartner Research. Даже победив внешние опасности, социальные сети столкнуться еще и с внутренними проблемами. Такими как, отсутствие нормального содержимого (контента), на котором и держаться все общественные сервисы в Интернет, включая блоги. Уже высказываются мнения о том, что социальные сайты в реальности зачастую превращаются в генератор фальшивых друзей с назойливыми зазывающими рассылками присоединиться в "мой круг", чем ограничивается их функциональность. А в Интернете уже начинают появляться "антисоциальные сети", подобные Snubster, создаваемые как пародия на многочисленные социальные сайты. Социум и социальные сети Вот так все сложно и запутанно в этих социальных сетях. Но, с другой стороны, как все узнаваемо. Один из персонажей фильма "Человек-амфибия" мечтал создать идеальное общество в глубинах океана, его оппонент говорил ему о том, что общество просто скопирует себя на новом месте. Похоже, что подтверждение второй точки зрения мы находим сейчас в "глубинах" Интернета. В этой статье речь шла только об американских социальных сетях, но, по традиции российские и будущие казахстанские сети пойдут по тому же пути, сталкиваясь с похожими "национальными особенностями". И, все-таки, удивительно, как модели Интернет-общества, повторяют социальные модели нашего обычного общества. И что ждет нас в будущем? Интернет-правительства, Интернет-границы, Интернет-восстания и революции? А может в скрытом виде это все уже существует, как Интернет-терроризм? Со временем, нам это предстоит узнать. Ну, а пока: "Драмкружок, кружок по фото - Это слишком много что-то. Выбирай себе дружок, Один какой-нибудь кружок". Фото с сайта http://net.compulenta.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи