Опубликовано: 1275

Сделать из ремесленников судей…

Сделать из ремесленников судей…

"Говорят, что долг судей - вершить правосудие, а их ремесло - оттягивать его. Многие, зная о долге, заняты у нас ремеслом"Н. Назарбаев, из выступления на третьем съезде судей Республики Казахстан 6 июня 2001 года.

Сегодня судебная система словно на распутье. По проторенной цивилизованными странами дорожке мы ступаем с осторожным оптимизмом, делая только пробные шаги. Но то, что мы двигаемся в правильном направлении - остается только соотнести предстоящую революцию с нашим менталитетом, - это бесспорно. Верным курсом идем, господа В начале июня состоялся третий съезд судей республики. Тогда судьи подводили некоторые итоги своей деятельности и определялись с задачами на будущее. Итоги с момента принятия конституционного закона "О судебной системе и статусе судей", принятого в конце прошлого года, оказались неплохими. Во-первых, был введен отбор кандидатов на должность районного и областного судьи на конкурсной основе. Во-вторых, судьи получили реальную возможность принимать участие в отборе кандидатов на должности председателей и администраторов судов. Кроме того, они получили право рассматривать вопросы, связанные с освобождением судей от должности и привлечению их к дисциплинарной ответственности. В-третьих, этот закон укрепил социальную и правовую защищенность судей - была значительно повышена заработная плата судьям. Конечно, недостатки работы судебной машины имелись. И на них прямо указал президент в своей речи. В частности, он отметил, что качество отправления правосудия оставляет желать лучшего: наблюдается устойчивая тенденция к росту судебных ошибок, растет количество незаконных судебных постановлений, ужесточается правоприменительная практика не в отношении особо опасных преступлений, а тех, в отношении которых могут быть применены иные виды наказания, часто имеет место и волокита. Складывается непонятная ситуация с гражданскими и хозяйственными делами - "очень часто банкротятся жизнеспособные предприятия и, наоборот, реабилитируются предприятия, не способные к существованию". Органы исполнения судебных решений были переданы в ведение судов, но судебные решения как не исполнялись, так и продолжают не исполняться. Но самое главное - это нарушение этических норм судьями. Судебные органы не должны превратиться в закрытую корпоративную систему, когда не принимаются принципиальные решения в отношении тех, кто работает непрофессионально и нарушает этические нормы. Конечно, "в красный день календаря" президент не зря заговорил о нелицеприятных вещах. Эти изъяны в работе очевидны, и надо что-то делать. Задачи, понятное дело, вытекают прямо из критических замечаний. Значит так… Будем завершать процесс разграничения подсудности, улучшать работу по исполнению судебных постановлений, вводить институт присяжных заседателей, создавать систему специализированных судов - экономических и административных… Независимость - прежде всего Сейчас наша судебная система переживает настоящий экспериментальный период. С 1 августа в Алматы и Караганде начинает работу специализированный экономический суд. В Алматы уже даже назначен его председатель - Куаныш Кадырбаев. В экономических судах, несмотря на большую разницу по загруженности (в Алматы, что и говорить, более развита промышленность и бизнес, а, значит, и работы для судей гораздо больше), будет работать по 12 судей - конечно, со временем численность судей может измениться, и, скорее всего, изменится. Все они прошли аттестацию и конкурс и ожидают официального назначения на должность. Специализированный экономический суд, имея статус районного уровня, будет рассматривать экономические дела с участием юридических лиц - независимо от предмета иска и суммы ущерба. Ими будут разрешаться споры, как в сфере экономики, так и в области административно-правовых отношений. Если эксперимент окажется успешным, то скоро все арбитражные суды республики будут заменены на экономические. Большие изменения могут произойти и с введением судов присяжных. С 2002 года будет введен новый судебный институт. Глава государства предлагает обкатывать эту систему на уголовных делах, за которые предусмотрена смертная казнь. Скорее всего, именно так и будет. С одной стороны, суды избавятся от обвинений в коррупции и субъективизме, с другой стороны, весь груз ответственности за приговор (хотя ведь присяжные - не профессиональные юристы) ляжет на присяжных. Как показывает мировая практика, с введением суда присяжных, наблюдается тенденция смягчения приговоров. Так что можно сказать, институт присяжных не только сделает судебную систему прозрачной, но и гуманизирует ее. Ради той же цели - создать по-настоящему независимую судебную систему - началась реорганизация в военных судах республики. Министр обороны Сат Токпакбаев своим приказом уволил с военной службы всех военных судей. Теперь военные судьи, освободившись от груза льгот военнообязанных, получают, в порядке компенсации, другую нагрузку. Их полномочия будут расширены, и теперь им придется рассматривать дела в отношении сотрудников всех силовых ведомств республики, а не только в отношении сотрудников и личного состава Вооруженных сил, КНБ, пограничной службы и АЧС, как это было раньше. Как отметил председатель гражданской коллегии Верховного суда РК Сансызбек Раимбеков, данное решение вполне оправдано, когда поставлена задача специализации в судебной системе. "Экспериментальный период", таким образом, носит лишь номинальный характер. Так, для порядка, будет опробована система и, научившись на ошибках отдельных экспериментальных судов, построим новую судебную систему. А судьи кто? Вопрос, а кто все-таки будет делать эту реформу - далеко не праздный. Морально-этический облик судьи должен соответствовать его высокому призванию. К сожалению, наша судебная система знает, что такое позор. В 2000 году шесть судей были привлечены к уголовной ответственности - нечистыми они оказались на руку и помыслы, каждый четвертый привлекался к дисциплинарной ответственности. Именно поэтому на рассмотрение съезда была представлена новая редакция судебной этики, принятого на первом съезде судей, которая соответствует правилам этических норм "всеобщей судейской хартии". И эти изменения ужесточают требования к поведению судей. Коллегии по судебной этике уже созданы при всех областных судах. Они будут рассматривать дела по поведению судей, выходящему за рамки закона и неэтичному поведению судей в нерабочее время - теперь они не будут кичиться своим статусом по случаю и без. Механизм наказания нерадивого судьи прост. Если председатель городского суда решит, что поведение судьи выходит за рамки судебной этики, он направляет его дело на рассмотрение в коллегию по судебной этике. Если этот факт будет признан нарушением этики, председатель суда вправе возбудить уголовное дело против данного судьи или поднять вопрос о дальнейшем пребывании судьи в должности. Очень много вопросов, несмотря на то, что реформирование судебной системы в полном разгаре, остается нерешенными. В частности, чрезвычайно высока нагрузка на одного судью - в среднем она составляет 30 дел в месяц. Кроме того, непонятно, кого готовят многочисленные юридические факультеты - в то время как около тысячи судей требуется республике, молодые кадры все чаще оказываются профессионально несостоятельными. Впрочем, есть и другие болевые точки. Когда мы возьмемся разрешать их? Потихоньку-потихоньку?
Загрузка...

X Закрыть