Опубликовано: 1500

Сами с усами

Сами с усами

Четыре года назад отдельные школы Казахстана на свой страх и риск проводили дни самоуправления. Вся школа на один день превращалась в Содом и Гоморру: ученики превращались в учителей, директора, вахтера, в общем, заменяли взрослых и управляли школой, как могли.

Сегодня Ученическое Самоуправление (УС) перестало быть экспериментом. В прошлом году Ассоциация Юных Лидеров Казахстана в четырех школах страны запустила пилотный проект УС. В этом году АЮЛовцы намерены собрать и обобщить опыт, с целью распространения его на все школы республики. Чем могут управлять в школе ученики, и какое это имеет отношение к образовательному процессу? Чуть не угробили идею На первой городской конференции родительской общественности, проходившей в прошлом году в южной столице, свежо и разумно звучала мысль, высказанная Натальей Бахмутовой, президентом АЮЛ о том, что в школе предостаточно проблем, которые школьники могут решать самостоятельно. Надо только дать ребятам полномочия, научить их это делать грамотно, дабы самоуправление не переросло в самоуправство. Помнится, чиновники от образования, учителя и родители учащихся единогласно поддержали идею ученического самоуправления. У каждого был свой повод голосовать "за". Ученики сделали этого намного раньше и тоже по своим причинам. Еще в 2001 году в рамках Всемирного движения в интересах детей Казахстан активно участвовал в проведении Всемирной кампании "Скажите "да" ради детей". Ассоциация Юных Лидеров совместно с Молодежной информационной службой Казахстана тогда же провели исследование среди школьников. Оказалось, что ученики остро осознают проблемы, касающиеся их школьной жизни, но не имеют возможности принимать участие в их решении. А хотелось бы… Не потому что дурь девать некуда, а потому что решение "узких мест" сверху, добавляет этой самой дури. Проблемная школа становится скучной и тяжелой. А между тем, ребята называли ряд проблем, которые они вполне могли бы решать самостоятельно, это: повышение качества образования, организация досуга, реализация учениками права голоса, необходимость введения современных методов обучения. При этом учащиеся говорили, что администрация школы должна будет уважать инициативу снизу и не мешать работать, не вставлять палки в колеса. Также молодежь вынуждена была признать, что даже если учителя и дирекция школы пойдут им навстречу, самоуправленцам все равно придется учиться партнерству и сотрудничеству. Из-за отсутствия навыков командной работы, организаторские навыки активных ребят остаются неиспользованными. И еще школьники говорили, что самоуправлению надо учиться и учителям. Иначе ничего не получится. Жизнь показала, что там, где ученическое самоуправление уже есть, ничего хорошего пока нет. Учителя умудрились исказить идею настолько, что у школьников не возникло ни малейшего желания управлять школой. УС стало еще одним методом директивного распределения обязанностей и все. Пилот "УС" Всего было проанкетировано 1050 школьников в возрасте от 12 до 17 лет в городах Алматы, Костанай, Тараз, Семипалатинск. В обсуждении этих вопросов активное участие принимали НПО в образовании. Единогласно было решено, что идея самоуправления - достаточно актуальна и популярна. Но в данный момент не может быть внедрена в жизнь в Казахстане, поскольку никто толком не знает, что представляет собой модель УС: как она создается, как работает? Сильно сдерживает распространение УС и отсутствие законодательной базы: нет нормативных документов, законодательных актов, положения об органах Ученического Самоуправления в школах. Самоуправление есть, а документов нет. Поэтому было принято решение - разработать пилотную программу по созданию и развитию УС в школах Казахстана. Для апробации были выбраны четыре целевые школы: в Алматы - сш № 113, в Астане - сш № 17, в Шымкенте - сш № 30 и в поселке Озерки Семипалатинской области - сельская школа. Базой для написания программы послужил опыт работы Ассоциации Юных Лидеров РК, опыт Молодежной информационной службы Казахстана, а также опыт зарубежных неправительственных организаций, работающих над подобными вопросами: Калифорнийская Ассоциация Студенческих Советов, Польский фонд "Образование для демократии", молдавские НПО "Национальный совет молодежи Молдовы" и "Европейский обмен молодежи Молдовы". "Зеленые" плоды Ученики и учителя целевых школ прошли обучение и получили бразды правления в своих школах. Что из этого вышло? На первых парах завучам организаторам добавилось работы, потому что провести выборы президента в школе - это огромный труд, который за пять минут не делается. Ученикам надо было объяснить: кто такой президент, как ему сформировать группу поддержки, затем как работать с "народом", что обещать, а чего нет, а самое главное как потом выполнять обещанное. Зато после того, как президент был выбран, часть работы завуча стала полем деятельности учеников школы. Абсолютно во всех школах, где появилось самоуправление, стали работать секции дисциплины, свободного времени, здоровья. Старшеклассники объявили войну курящим, опаздывающим, неуспевающим и прочим проблемным товарищам. Недавно в южной столице в сш № 79, в которой тоже есть самоуправление - проходил большой круглый стол. Собирались учащиеся активисты алматинских школ, участники УС. Старшеклассники обсуждали плюсы и минусы своей работы. А все присутствующие взрослые, в пику им, плохо верили в то, что наша консервативная школа все-таки разрешила ученикам высказывать свое мнение и поступать по-своему?! Тем не менее, школьники говорили именно об этом. На поверку оказалось, что основной принцип Ученического Самоуправления "равный-равному", когда ровесники помогают друг другу справиться с трудностями, намного эффективнее, чем помощь старших - младшим. Поэтому самоуправление школа приняла без шероховатостей, особенно там, где были инициативные, увлеченные учителя. Они увидели в учениках своих первых помощников и началось: оборудование новой раздевалки, шефство над школьниками младшего звена, борьба за брюки для девочек в качестве школьной формы, запрет на курение в школьных туалетах, дежурство на переменах в особо громких уголках школы, проведение дискотек, тематических вечеров, классных часов, организация радиорубки, выпуск школьной газеты, проведение внеплановых субботников, установка скамеек и урн во дворе школы, спортивные соревнования, организация выставок и шоу… все эти мероприятия пошли в зачет самоуправлению, поскольку готовились и проводились исключительно силами учащихся. На круглом столе старшеклассники говорили, что сильные стороны УС в их работе стали видны почти сразу. Судите сами: один в поле не воин, ни один ученик, ни за что бы и никогда не пошел разбираться к директору по поводу своих взаимоотношений с тем или иным учителем (ситуация учитель-ученик достаточно распространена), а президент школы может зайти к директору и обсудить этот вопрос от лица ученического совета. Вот и получается, что, коллективно многие вопросы решаются быстрее и продуктивнее. Ребята это поняли. Так в одной из школ благодаря ученическому самоуправлению полностью сменили команду поваров в столовой. При этом никто не возбуждал уголовного дела по поводу нехватки мяса в котлете, но ученики решили, что они заслуживают лучшего питания и добились этого. Игра, но не игрушка Непосвященные в кухню самоуправления люди считают, что все это детские забавы. Школа лишь делает вид, будто идет на уступки, на самом деле в системе образования мало что меняется. На этот скепсис у лидеров УС есть только один ответ: "Да мы играем, - говорят старшеклассники, - но в то же время получаем навыки, которые пригодятся нам во взрослой жизни. Когда мы только начинали, мы не умели общаться, не могли толком провести собрание, не знали, как постоять за себя и свои идеи. Сейчас мы свободно говорим о своих правах. Мы перестали быть пешками. С нами в школе считаются, потому, что, прежде всего, изменились мы. Мы захотели научиться управлять собой и другими". Развитие в детях инициативности - считает Наталья Бахмутова - результат, который может быть оценен обществом в целом. Ориентация на хороших молчаливых, тихих исполнителей лишает школьников возможности учиться самовыражению, искать себя, развиваться самим и через свое развитие развивать общество. Ученическое Самоуправление в этом свете является наилучшей школой развития гражданской позиции в детях. В этом году на основе опыта целевых школ, программа УС будет переработана. Совместно с Министерством образования и науки РК будет разработан пакет документов для продвижения идеи во все школы Казахстана (я разговаривала с президентами школ... большая их часть мечтает в будущем стать президентами страны. Вот вам и игры!).

[X]