Опубликовано: 1036

Российская политика в Центральной Азии

Российская политика в Центральной Азии

В последнее время становится заметным рост интереса России к странам Центральной Азии.

Республики региона тоже, в свою очередь, заинтересованы в сотрудничестве с РФ как в экономической, так и в военно-политической сферах. Однако необходимо отметить, что Россия - далеко не единственная политическая сила, заинтересованная в тесном взаимодействии со странами Центрально-Азиатского региона. Между тем, в центрально-азиатских республиках стало прослеживаться последовательное смещение акцентов в сторону России, в лице которой они ощущают надежного, верного и близкого партнера в отличие от других государств, обещающих свою помощь в защите от внешних деструктивных сил, находясь при этом на расстоянии многих тысяч километров. Вследствие этого между странами Центральной Азии и Россией активизируются интеграционные процессы в политической, торгово-экономической, культурной областях, а также в сфере военного сотрудничества, включая и актуальные в последнее время аспекты борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и т.д. При этом активизация связей России с государствами региона проходит не только в рамках таких международных структур, как: - СНГ, - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ); - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС); - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); - Организация центрально-азиатского сотрудничества; но и на двусторонней основе. Казахстану, например, в последние годы лучше других центрально-азиатских республик удавалось поддерживать взаимовыгодные отношения с Россией, при этом успешно привлекая в свою экономику и безопасность западные инвестиции. Астана неоднократно подчеркивала, что главным ее союзником в экономических, энергетических и военно-политических вопросах является Москва. Одновременно Казахстан активизировал свою деятельность в рамках ОДКБ. Так, во второй половине 2004 года нижняя палата парламента Казахстана одобрила ратификацию протокола, расширяющего сферу применения Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - членами ОДКБ. Не менее важным союзником России в Центральной Азии в сфере безопасности является Кыргызская Республика. Но, в отличие от Астаны, Бишкек больше делает акцент на военно-политическом сотрудничестве. Так, не афишируется факт расположения в Киргизии пункта дальней связи ВМС России и наличие полигона на озере Иссык-Куль для испытаний ракето-торпед для атомных подводных лодок ВМС России. Россия постепенно наращивает свой военный потенциал в Кыргызстане. Так на российскую авиабазу Кант, дислоцирующуюся на территории республики в рамках ОДКБ, будут дополнительно переброшены семь фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-27 и два вертолета Ми-8. При этом в Канте находятся пять штурмовиков Су-25, четыре самолета Л-39, истребители-перехватчики Су-27 и два вертолета Ми-8, а также военно-транспортная авиация (шесть Ил-76, один Ил-18, один Ан-12). На базе находятся порядка 400 российских военнослужащих. В ближайшем будущем их число может быть увеличено до 800. Вполне вероятно, что авиационный компонент, дислоцированный на базе будет увеличен в два раза, в том числе за счет боевых машин, а личный состав увеличится в 4 раза. Таджикистан (член ОДКБ) - второе государство, где дислоцируется российская военная база. Так, 17 октября 2004 года в ходе визита президента России в Душанбе были подписаны документы о преобразовании российской 201-й мотострелковой дивизии в военную базу РФ, которая будет включать в себя и авиационную компоненту. Численность личного состава около 6 тыс. военнослужащих. Постоянно находящаяся в полной боеготовности 201 МСД является также и хорошо вооруженным воинским соединением, парк военной техники и вооружения которого составляет:
НаименованиеКол-во
1.танки161
2.БТР140
3.БМП161
4.орудия и минометы141
5.ПТС63
6.зенитные средства178
7.вертолеты19
Источник: "Евразия сегодня", №25. 2004 г. Фактически, 201 Гатчинская дважды Краснознаменная мотострелковая дивизия будет дислоцироваться на территории Республики Кыргызстан на протяжении пятидесяти лет. Тренировки военнослужащие 201 МСД (а особенно отдельный батальон разведки и радиоэлектронной борьбы дивизии) проводит на учебно-тренировочной базе в Ляуре. Российскую авиагруппу в Таджикистане планируется разместить на аэродроме Айни в 20 км. от Душанбе. Предположительно она будет насчитывать до 20 боевых самолетов и вертолетов, включая штурмовики, истребители, а также вертолеты Ми-24 и Ми-8. База должна стать важным элементом в общей системе обеспечения безопасности Центрально-Азиатского региона. В счет погашения таджикского долга в собственность РФ был также передан недавно вступивший в строй комплекс оптико-электронного наблюдения "Окно" в Нуреке, осуществляющий боевое дежурство в составе глобальной российской системы контроля космического пространства. Так, оптико-электронный узел "Нурек" позволяет вести визуальное наблюдение за любыми космическими объектами на высотах от 200 до 40 тысяч километров. Интересно отметить факт выхода из состояния застоя и перехода в более активную фазу сотрудничества России с Узбекистаном. Следует учесть, что Узбекистан не входит в ОДКБ, в 1999 г. вышел из Договора о коллективной безопасности СНГ, но в настоящее время Ташкент ведет активный диалог с Москвой на двусторонней основе по военно-политическим вопросам. Подтверждением тому может служить заявление президента республики Ислама Каримова, сделанное им в августе 2004 года, о том, что запланированные на 2005 год на территории республики совместные учения с участием частей Министерства обороны России "будут не просто дежурные, для "галочки". Учения будут проходить на новом полигоне в Фаришском районе, отвечающем требованиям мировых стандартов. В ходе данных учений российские спецназовцы обменяются с узбекскими коллегами опытом борьбы с террористами. Привлекает внимание факт круглосуточного функционирования в Узбекистане в местечке Китаб близ Самарканда в течение уже более 30 лет широтной станции, входящей в международную систему наблюдения и слежения за ИСЗ. Ранее ее работу обеспечивали московские специалисты, вахтовым методом прибывавшие сюда рейсами "Аэрофлота". Многостороннее взаимодействие в области безопасности также все чаще подкрепляется реальным сотрудничеством, практическими действиями. Так, с 10 по 21 июня пограничными ведомствами Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана проводилась совместная специальная пограничная операция "Достык". Она позволила достичь организации совместного противодействия попыткам трансграничной организованной преступности расширить масштабы незаконного перемещения через границы и территории государств - участников СНГ с территории Афганистана оружия, боеприпасов, наркотических веществ и нелегальных мигрантов. Было отработано всестороннее практическое взаимодействие между пограничными ведомствами с привлечением силовых структур, таможенных и других государственных органов при проведении совместных действий по охране государственных границ. Вместе с тем в регионе не снижается и военно-политическая активность Запада. Довольно часто государства Центральной Азии посещают высокопоставленные представители США и других стран НАТО. Несомненно, укреплению прозападных позиций на южных рубежах СНГ способствовало то, что Центральная Азия на некоторое время выпала из российских военно-политических и экономических приоритетов. Поворотным моментом для обозначения западного военного присутствия в "южном подбрюшье" России стала антитеррористическая операция в Афганистане. Напомним, что в Узбекистане расположились военная база США в Ханабаде и немецкая база в Термезе, в Киргизии в международном аэропорту Бишкека размещается американская военная база Ганси, а на территории Таджикистана близ Душанбе создана база НАТО. Судя по заявлениям официальных лиц американской администрации, следующим этапом для Соединенных Штатов является дальнейшее установление со странами Центральной Азии долгосрочных отношений в военной области и в сфере безопасности. Силовое прикрытие американских национальных интересов в Центральной Азии возникло не случайно - регион содержит в себе огромный потенциал, в том числе природные ресурсы. Немаловажную роль играет и его геостратегическое расположение, позволяющее держать под контролем обширные территории КНР и РФ. В тоже время и Китай и Россия заинтересованы в ослаблении позиции США в регионе и закреплении за собой лидирующих мест. На сегодня Москва с ее запоздалыми инициативами по трансформации межгосударственных отношений со странами Центральной Азии по некоторым параметрам отстает от американских инициатив. Но, судя по той энергии, с которой Россия принялась углублять старые и налаживать новые связи в Центральной Азии, Москва может уже в ближайшем будущем обойти США во многих сферах взаимодействия с республиками региона.

[X]