Опубликовано: 1700

Разница в стандартах

Разница в стандартах

Появится ли в Казахстане железнодорожная узкоколейка?

На этой неделе, почти одновременно, хотя и в разных местах, произошли два события, посвященные одному и тому же важному вопросу - развитию международного транзитного транспортного потенциала Казахстана. Хотя по идейному содержанию эти события оказались противоположны друг другу. В Алматы эксперты спорили о плюсах и минусах для Казахстана так называемой "китайской узкоколейки". Такое название уже закрепилось в экспертном обиходе за проектом строительства железной дороги в широтном направлении, с востока на запад, через территорию республики. Предполагается, что она выйдет из Китая, пройдет по территории Казахстана и - либо закончится на берегу Каспийского моря, в порту Актау, скорее всего, либо повернет на юг. Через территорию Туркменистана, Ирана и Турции затем можно будет выйти и в систему железных дорог южной Европу, а дальше - по всему Евросоюзу. Главная идея этого проекта в том, что, как известно, и в Китае, и в Европе, и на Ближнем Востоке используется железнодорожная узкая колея, отличающаяся по стандарту от того, что есть на постсоветском пространстве и в некоторых других странах. Это затрудняет и замедляет грузооборот товаров между Казахстаном и Китаем, так как надо тратить время и средства на перемену оси у вагонов. Не говоря уже о том, что это требует специально, дорогостоящей, инфраструктуры. Если появится "китайская узкоколейка", то эти проблемы исчезнут. По крайней мере, в отношении тех грузов, которые будут идти из Китая в Европу и на Ближний Восток и в обратном направлении. Поезда-контейнеровозы смогут быстро проходить транзитом Казахстан, а республика будет получать за это стабильный доход. Плюс - рабочие места на новой железной дороге, развитие инфраструктуры. Если плюсы от этой идеи лежат в сфере экономики, то минусы, в основном, политические. Принято считать, что против нее выступает Россия, которая видит в китайской узкоколейке возможного конкурента Транссибирской магистрали. Сейчас Транссиб является главной транзитной артерией между Дальним Востоком и Европой, и, понятно, он очень важен для Российской Федерации. Это, в первую очередь, отмечают казахстанские эксперты. Так, Булат Султанов, директор Казахстанского Института стратегических исследований, заметил, что, если бы он был российским представителем, то нашел бы массу доводов против китайско-казахстанской узкоколейки и в пользу Транссиба. А известный синолог Клара Хафизова считает, что сопротивляться идее этой узкоколейке - все равно, что спорить с объективностью процессов глобализации. Некоторые технические эксперты говорят о нежелательности строительства узкоколейки потому, что тогда в транспортной системе страны будет одновременно существовать два железнодорожных стандарта. И их взаимодействие потребует налаживать специальную инфраструктуру, чтобы была возможность перегружать грузы внутри страны с линии одной ширины на другую. То есть, нарушится принцип единства технологических стандартов. На это сторонники узкоколейки приводят в пример Индию, где существует одновременно чуть ли не четыре стандарта колеи. Но не все так просто. Построить такую протяженную линию самостоятельно для Казахстана сложно. Это и дорого, и не будет гарантировать обязательное привлечение грузоперевозок. Надо делать данный проект вместе с китайцами. И те готовы к сотрудничеству, но с условием: строить дорогу на китайские деньги и руками китайских рабочих. Булат Султанов справедливо замечает, что этот вариант не слишком интересен Казахстану: он не создает ни новых рабочих мест, ни стимулов к инновационному рывку транспортной отрасли в республике. И, кстати сказать, эта позиция Пекина "льет воду на мельницу" тех, кто считает, что и для китайской стороны в этом проекте очень много политических резонов, а не только экономических. Ведь, если бы Пекину так нужен был бы транзитный путь, то какая разница, кто бы его прокладывал по Казахстану? Конечно, всегда свои рабочие "ближе", но для стратегического резона можно было бы этим поступиться. Однако, нет. В общем, трансконтинентальная идея пока "висит в воздухе". Но, к чести Казахстана, надо сказать, что процесс развития железнодорожной инфраструктуры и попыток активизировать транзитный потенциал не стоит на месте: на днях Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Российской Федерации Нуртай Абыкаев принял участие в церемонии открытия индустриального комплекса "Пышма" в Свердловской области. Комплекс, построенный с привлечением казахстанских инвестиций компанией "Евразия логистик", призванный стать одним из инфраструктурных элементов транспортного коридора Азия-Казахстан-Россия-Европа, сообщает пресс-служба посольства. Посол также посетил знаменитый Уральский завод железнодорожного машиностроения. Видимо, пока, все же, в Казахстане сохранится традиционный стандарт железнодорожной колеи. Фото с сайта http://www.transsib.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи