Опубликовано: 1295

Пятерки в дневнике - не показатель качества образования

Пятерки в дневнике - не показатель качества образования

В международных исследованиях, посвященных качеству образования в Казахстане, отмечено, что разница между школами с казахским и русским языком обучения кроется не в уровне успеваемости школьников и общем количестве пятерок и двоек

А в умении учеников общаться, отстаивать свою точку зрения, и просто - жить в социуме. На сегодняшний день в Казахстане 90% школ ведет обучение на казахском и русском языках , из них 55% - на казахском языке и около 40% - на русском. Спор о разнице качества образования в школах, осуществляющих обучение на этих двух языках, давно ведут отечественные эксперты. И причина, по их мнению, кроется прежде всего в самой модели образования. "Мы привыкли высчитывать качество образования уровнем успеваемости школьников, общим количеством пятерок и двоек, условно говоря. Между тем государственная политика последних лет изменилась, и знания, умения и навыки, уже сейчас уходят на второй план, а на первое выходят те качества, которые помогают молодому человеку адаптироваться к жизни после окончания школы, - считает руководитель общественного объединения "Образование и развитие" Нина Еркаева. - Эти компетенции, благодаря которым школьникам удастся легко войти в реальность, должны формироваться уже в школе, благодаря новым методикам обучения, которые постепенно уже внедряются в национальную систему образования". Внедрение новых методик должно произойти в ближайшее время в связи с довольно спорным введением в практику 12-летнего обучения в среднеобразовательной школе. По словам экспертов в области казахстанского образования, в республике уже разработан стандарт новой системы обучения, изобилующий нововведениями. "Этот стандарт реализует вторую стратегию развития отечественного образования. Так, в стандарте 2007 года прописаны основные положения современной национальной модели казахстанской школы, главной особенностью которой можно назвать социально-деятельностную структуру", - подчеркивает проректор Карагандинского института повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования Темирхан Кудайбердиев. По его словам, в центре такой структуры должна находиться самостоятельная учебная деятельность ученика. "Все остальное - лишь, условия, которые будут способствовать развитию и образования нового поколения граждан Казахстана. Главная цель, прописанная в стандарте, достижение учеником трех компетенций: социализации, предметной и ключевых компетенций. Должен сказать, что гипотетически язык не влияет на качество образования, а опосредуется различными факторами", - дополнил он. Как оказывается, новая модель современной общеобразовательной системы в казахстанской школе предполагает совершенно разные подходы. Среди них компетентностный, деятельностный и здоровьесберегающий подходы. "Как показывают исследования по Карагандинской области, к реализации новых подходов в образовании мы еще не готовы. Идея по себе хороша, но механизмы действия новой модели мы для себя еще не уяснили", - считает Темирхан Кудайбердиев. По словам менеджера фонда "Сорос-Казахстан" Жанибека Хасана, сегодня, когда количество информации буквально утраивается с каждым годом, все, что происходит в мире невозможно выучить, запомнить и рационально усвоить. И многими странами уже признан тот факт, что главной задачей ученика является способность интегрирования с окружающим его сообществом. "Потому главное для ученика - не зубрить пройденный материал, а, зная его, использовать его в повседневной жизни", - резюмирует он. Но как раз в подходах в изучении и применении материала заключается спорная разница между казахскоязычными и русскоязычными школами. "В чем отличие казахскоязычной школы от русскоязычной? В качестве знаний? - Нет. Как оказалось, в принятии решений при нестандартных ситуациях, в общении, в отстаивании своей точки зрения, в самопрезентации. Таковы результаты международных исследований. Язык - это не просто язык как инструмент общения, но, прежде всего, мышление. Прежде чем поменять язык, нужно будет поменять мышление", - отмечает Темирхан Кудайбердиев. Между тем, сегодня у всех на слуху продвижение программ на развитие государственного языка. По словам Жанибека Хасана, только в этом году государство потратило на них 5 миллиардов тенге. И это, не считая тех средств, которые выделяются на выпуск учебников, развитие интернет-порталов того же электронного правительства, а также других проектов, связанных развитием государственного языка. "Для наглядности можно зайти в любую библиотеку и посмотреть, сколько там есть учебников по изучению различных языков, - предлагает менеджер фонда "Сорос-Казахстан". - И если сравнивать то изобилие учебников и практических руководств по изучению, скажем, английского или французского языков, с тремя учебниками по казахскому языку для школьников общеобразовательной школы, то можно удивиться тому научному "языку", на которых они написаны. По ним впору обучаться нам с вами, а не детям". С учетом всего, в Алматы на прошлой неделе было объявлено о проведении исследования качества образования в школах с государственным языком обучения. "Мы будем исследовать не только и не столько качество и уровень успеваемости образования на казахском языке, но и навыков социализации, - пояснила Нина Еркаева на презентации проекта. - Для своего исследования мы выбрали три типа школ с казахским и русским языком обучения, находящиеся в одинаковых условиях. Это лицеи, школы для одаренных детей и обыкновенные общеобразовательные школы". Сбор информации будет проходить на протяжении всего текущего учебного года. Результаты исследования будут представлены через год, накануне нового учебного года, для того, чтобы рекомендации ряда казахстанских образовательных НПО были учтены в полной мере. Фото с сайта http://www.liter.kz

[X]