Опубликовано: 1400

Призрак интернета в сельской школе

Призрак интернета в сельской школе

Что дела с сельскими школами не очень хороши, знают почти все. Но чтобы настолько…

Много сенсаций было озвучено 3 сентября в Алматы на пресс-конференции, где были представлены результаты мониторинга в сельских и малокомплектных школах, проведенного исследовательским центром "Сандж" и независимыми экспертами при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Жанар Джандосова, руководитель исследовательского центра "Сандж", рассказала о кадровых проблемах сельских школ. Проблема оттока молодых специалистов в город и старения педагогических кадров не нова, она существовала и в советские времена, но сейчас она обретает уже чрезмерный, критический, уровень. Порядка 42% опрошенных учителей сельских и малокомплектных школ (МКШ) имеют стаж по 20-30 лет. Только 17% работают в школе менее 10 лет. Удивляться этому не приходится, если учесть, что сельские учителя получают в среднем 30 тысяч тенге. Аргумент, что на селе люди всегда тратят меньше чем в городе и могут поддерживать себя собственным хозяйством, приусадебным участком и т.п., здесь не работает: у учителей нет на это времени. Такое вот очередное "открытие": оказывается, что большая часть работы учителей не оплачивается из-за выполнения ими не должностной работы - в виде подготовки и проведения сельских праздников, подворного обхода микроучастков, переписи населения и даже скота. Какое уж собственное подворье, даже скромное, когда тебя обязывают в свободное от стояния у учительского стола в классах время ходить и пересчитывать чужую скотину. Бесплатно. - В целом недополучение оплаты на каждого сельского учителя в год оценивается на уровне 62 500 тенге в год! - заявили на пресс-конференции сотрудники центра "Сандж". Мало того, оценочно около 11 млрд. тенге бюджета сельских школ и МКШ их педагоги вносят … из своего кармана. Иначе, наверное, многие школы просто перестали существовать: более трети МКШ находятся в аварийном состоянии, 82% требуют немедленного капитального ремонта. Большинство опрошенных директоров и родителей детей МКШ отмечали, что в помещениях зимой постоянно стоит низкая температура. "Проблемы с отоплением в сельских школах и МКШ связаны с низким качеством топлива", - на это указывают 87 % респондентов сельских школ. "Топливо закупается на тендерной основе, когда предпочтение отдается низкой цене. Но уровень теплоотдачи такого топлива никто не учитывает"; "Большинство МКШ в Казахстане расположены в помещениях, которые лишены необходимой инфраструктуры, плохо отапливаются, не имеют нормальных условий для занятий спортом. Приспособленные здания находятся в помещениях барачного типа, часто это бывшие лагеря труда и отдыха студентов, в которых не хватает кабинетов, нет нормальной мебели"; "нет возможности организовать питание" - отмечается в документах исследования. Отдельная проблема - низкий статус, отсутствие авторитета у учителей. - В сельских школах и МКШ не хватает преподавателей русского языка, физики, химии, географии, преподавателей-программистов. Необходимо обеспечить учителям в МКШ получение второго высшего образования или смежных профессий, - считает Жанибек Хасан, менеджер программы "Бюджетная прозрачность и подотчетность". Было опровергнуто на пресс-конференции и распространенное мнение, что все школы Казахстана подключены к интернету: это верно лишь на бумаге, формально. Никому и никогда еще не помешало увеличение бюджета, но чтобы улучшить ситуацию с сельскими школами и МКШ нужно даже не больше денег, а больше прозрачности в их расходах. Как говорили участники: ни один из директоров не смог объяснить, на основании чего рассчитывается и выделяется бюджет школы. Многие проблемы были бы решены, если бы распределение бюджета сельских школ происходило более прозрачно и формировалось на местном уровне, там, где школы находятся, и с участием родителей и учителей. Дефицит прозрачности порождает дефицит бюджета. И тут же добавляли, что некоторые директора заявляли о нежелании знать принципов формирования бюджета. Кроме того, эксперты предлагают ряд мер для решения проблем этого сектора образования, например, создавать ресурсные образовательные центры, привлекать к обсуждению проблем школ и возможных путей улучшения преподавания родителей и вообще жителей сельских регионов. Фото с сайта http://www.trud.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи