Опубликовано: 1200

Принцесса или отморозок?

Принцесса или отморозок?

На днях в Астане состоялась конференция, посвященная проблеме воспитания казахстанских девушек как активных членов общества с участием сотрудников Министерства образования и здравоохранения РК.

- Казахстанские педагоги, а теперь уже и чиновники правительственного уровня, не зря посвящают этой теме особое внимание, говорит Баян Донобаева - главный эксперт секретариата национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте РК. Молодым девушкам намного труднее входить во взрослую жизнь, чем юношам. Во-первых, потому, что перечень профессий, в которые допускаются женщины, достаточно ограничен. Во-вторых, при любых равных условиях устройства на работу всегда предпочитают молодых мужчин. А в-третьих, девушки сами зачастую недооценивают своих способностей, возможностей и добровольно отказываются от борьбы за социально значимое место в обществе. Обсуждение этой жизненной позиции на конференции никого не оставило равнодушным. И неспроста, ведь процент безработных среди казахстанских женщин намного выше, чем среди мужского населения. Особенно в сельской местности. Дело в том, что именно на селе распространен средневековый стереотип в понимании места женщины в обществе. Если в промышленно развитых районах Казахстана можно наблюдать паритетную занятость женского населения в различных сферах, в том числе и в производстве, то на сельскохозяйственном юге и в сельских районах запада республики отмечается низкая рабочая занятость женщин. Это связано с тем самым средневековым пониманием места женщины в семье и обществе в целом. Сельчане в своем большинстве считают, что девушкам не обязательно учиться и добиваться профессионального роста, достаточно удачно выйти замуж, родить детей и заниматься домашним хозяйством. А уж дело мужчины обеспечивать материальное благополучие семьи. Согласно этим представлениям живет подавляющее большинство населения указанных выше регионов. Но они давно не отвечают реалиям современного казахстанского общества. Во-первых, потому, что при современной дороговизне далеко не все мужчины в состоянии обеспечить семью всем необходимым, включая образование детей. А во-вторых, малообразованная мать не сможет воспитать детей так, чтобы они легко смогли включиться и выиграть конкурентную борьбу на рынке труда. Как правило, дети копируют поведение и жизненную позицию родителей. Если у девушки мать всю жизнь просидела дома, то и дочь будет считать стезю домохозяйки для себя вполне приемлемой. И значит не нужно работать над собой, ломать голову, постигая тонкости профессии, не нужно искать работу и стремиться к карьерному росту. "Я - женщина, мое дело рожать детей и вести домашнее хозяйство, остальное - не моя забота" - эта иждивенческая позиция исключает из оборота на казахстанском рынке трудовых ресурсов сотни тысяч способных девушек. И одновременно обрекает их на скучное, однотипное существование в качестве замужних женщин в семье с периодически возникающими материальными трудностями. Потому как, если раньше, при социализме, трудовая занятость не декларативно гарантировалась Конституцией, то теперь, при ином экономическом устройстве, места работы приходится добиваться и удерживать его за собой в конкурентной борьбе. При таких условиях отцу семейства намного легче бороться за благополучие своей семьи, если он будет чувствовать поддержку со стороны жены, в том числе и материальную. Тот, у кого в семье растет девочка, знает какой это непростой вопрос. Для большинства городского населения республики давно понятно, чем образованнее и самостоятельнее будет дочка, тем легче ей будет в жизни. На первый взгляд верно, да не совсем. - У меня в нескольких выпусках было много таких интеллектуальных "принцесс", - рассказывает Галина Гришина, педагог с тридцатилетним стажем. Некоторые родители стараются обеспечить дочерям как можно лучшее образование. Нанимают репетиторов, оплачивают музыкальную школу или иные профессионально ориентированные секции, накупают тонны литературы, возят дочек в познавательные путешествия. Это похвально. Но вот с чем я неоднократно сталкивалась за свою долгую педагогическую деятельность. Девочки всесторонне образованные и внешне привлекательные, с хорошими манерами, как правило, долго не могли устроить свою личную жизнь. Прямо, как в той песне "Достоевским увлеченная, а ведь замуж выходить когда-то надо". Их менее способные и трудолюбивые в плане учебы сверстницы напротив очень быстро создавали семьи. Интеллектуалкам же очень трудно найти себе ровню среди молодых людей. Уж не знаю с чем это связано, но факт. Получив блестящее образование, умницы подолгу засиживались "в девках", многие затем превратились в одиноких женщин - социально устроенных, но несчастливых в личной жизни. - Если раньше достаточно было иметь хорошее образование для того, чтобы получить престижную работу, то теперь нужно обладать еще и другими качествами, - говорит менеджер по кадрам одной из крупных алматинских фирм Алия Н. - Обычно руководителями учреждений или фирм являются мужчины, и именно они принимают окончательное решение о трудоустройстве той или иной сотрудницы. Ситуация сейчас такова, что большинство женщин принимаются на работу исключительно по принципу - понравилась или не понравилась шефу, имеется в виду как мужчине. Стараются принимать незамужних женщин. С ними легче "крутить роман" по мнению начальников. Женщина - "недотрога" не получит работу, а получив ее, не удержит, потому, что такая сотрудница боссу неинтересна. Социологи давно подметили, что девушки, согласные на все, быстрее делают карьеру, и они же отмечают, что карьеристкам труднее устроить личную жизнь. Может потому, что мужчин отпугивают активные женщины, привыкшие все решать самостоятельно? Да уж, командир в юбке мало соответствует образу нежной возлюбленной, нуждающейся в заботе и внимании. Так, как же воспитывать дочку? Растить ли ее "принцессой на горошине" или отмороженной сестрой "Терминатора"? Очевидно, ни то ни другое. Золотая середина - наилучший вариант. Акценты в современном воспитании все-таки делаются на хорошее образование, разумное физическое развитие и на способность к коллективному общению. Девушка не должна чувствовать себя обособленно, не должна смотреть на сверстников свысока и в то же время не должна идти на поводу у большинства. Общительная, доброжелательная, интеллектуально подкованная девочка с разносторонними интересами скорее найдет себя в профессии и устроит личную жизнь, чем девчонка-паренек, праздно шатающаяся по улице или "заумница", зацикленная на себе и своих интересах. А для того, чтобы не попасть в ситуацию, когда выбирают не за мозги, а за ноги, наверное, нужно подыскать такую профессию для дочери, которая действительно востребована на отечественном рынке труда. Тогда уже самой можно будет выбирать организацию, в которой стоит работать и смотреть подходит ли ее руководитель в качестве начальника или нет. А до того вашей дочери предстоит много учиться и работать над собой. Ведь требования современного рынка труда очень строги и ему (рынку) нет дела до того, готово ли морально юное создание к предстоящим трудностям или нет. Выживают сильнейшие.

[X]