Опубликовано: 909

Приграничный затор

Приграничный затор

Комитет таможенного контроля (КТК) и бизнес-ассоциации участников внешнеэкономической деятельности активно пытаются навести порядок в процессе импортных поставок товаров народного потребления из Китая.

С этой целью недавно была изменена ставка таможенных платежей, теперь "челноки" должны платить 0,6 евро за один кубометр товара, ввозимого в Казахстан на грузовых автомобилях. Данная мера должна произвести почти революцию в рассматриваемом секторе импорта. "Она позволит легализовать этот процесс, что, в свою очередь, дает возможность государству получать легальных платежей с каждой машины порядка 22 - 25 тыс. долларов. Тем самым этот объем финансовых потоков уходит из под контроля криминальных структур", - заметил в комментарии один из сотрудников таможенного ведомства. Сейчас не менее 30 тыс. долларов с грузовика во время прохождения границы "уходит" на взятки, всего ежедневный теневой оборот этого "бизнеса" превышает 1 млн. долларов. А в Казахстанской Ассоциации таможенных брокеров эту новацию охарактеризовали как попытку решить проблему "трех китов", диктующих условия "челнокам", владельцам импортируемых в Казахстан товаров - туристических компаний, владельцев складов на китайской стороне и компаний-перевозчиков грузов. То есть, теперь таможенные ставки становятся ясными и понятными импортерам. Но оказалось, что не так просто решить застарелую проблему. Те, кто фактически контролировал этот бизнес, просто саботируют новые правила. "Шопники" попали в "вилы" между криминальными группировками и властью: грузовики с товаром, вышедшие из Китая, остановились на нейтральной территории и стоят там уже много недель. Владельцам грузов перевозчики объясняют, что надо снова "расчехлиться", так как таможня повысила ставки сбора (хотя на самом деле все наоборот). Владельцы платить по новой не хотят, так как уже уплачено. Коса нашла на камень… В итоге - затор на границе из нескольких сотен автомобилей, снижение объемов поступления товаров на казахстанский рынок - еще один "вклад" в рост цен. И напряженность на границе. Ситуация даже потребовала специальной поездки представителей КТК и бизнесменов на таможенные посты Хоргос и Колжат, через которые идут основные потоки грузов из Китая. Эксперты видят корни проблемы в том, что одновременно с введением новых таможенных ставок не был должным образом либерализован рынок грузовых перевозок. Если грузовой автомобиль соответствует техническим параметрам, независимо от того, казахстанский он или китайский, он должен иметь возможность перевозить товары через границу, без каких бы то ни было ограничений. Одновременно надо было решить и проблему однообразия транспортных документов. "Если бы эта задача была выполнена, то введение новых ставок сборов вообще не было бы потрясением для границы", - заметил один из экспертов. Предприниматели готовы платить новые сборы, это, безусловно, выгоднее для них, дешевле, чем то, что они раньше выплачивали дельцам теневого рынка перевозок. И, главное, выплаты проводятся совершенно легально, значит, предприниматель выходит из под "дамоклова меча" неожиданных проверок, угрозы "разводов" и подобных проблем. Но полезное нововведение, как это часто бывает, не доведено до ума. Как отмечают казахстанские эксперты, сейчас из участников внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в наведении порядка в этих процессах, только таможенная служба сделала первый и важный шаг. Но другие задействованные во внешнеэкономической деятельности госорганы - нет. На проведенном специально по этой проблеме круглом столе в Комитете таможенного контроля руководители бизнес-ассоциаций высказали ряд претензий к различным государственным службам, задействованным в процессе импорта. В первую очередь, к транспортникам по уже упомянутым вопросам либерализации перевозок, организации их логистики на китайской стороне. Но не только. Например, к пограничной службе, ее трем шлагбаумам на Хоргосе, к другим госорганам, имеющим право проводить проверку грузов и порой злоупотребляющим этим. Кроме того, на пограничном переходе Колжат необходимо построить накопитель для грузовиков - без него там постоянная толчея. Фото с сайта http://www.liter.kz
Загрузка...

[X]