... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Аналитика

Превентивный удар

06.05.2008

Агентство финансового надзора разработало изменения и дополнения в закон "О банках и банковской деятельности". Если эти новшества примет парламент Казахстана, то у нас появятся государственные банки. Впрочем, данная новость вовсе не приветствуется коммерческими банками, которые опасаются, так сказать, "недобросовестной конкуренции". Недавно глава агентства Елена Бахмутова заявила о том, что действительно, АФН предлагает модернизировать законодательство и прописать в нем право правительства выступать акционером банка, если того требует вопрос поддержания финансовой стабильности в стране. В проекте предусмотрено право правительства либо национальной управляющей компании приобретать в распоряжение объявленных акций банка в размере 10 и более процентов от общего количества размещенных акций. И пока комбанки гадали, что стоит за этой формулировкой, регулятор пояснил, что государство может выступать не просто акционером банка, а единственным акционером. То есть, при определенных условиях банк может перейти под полный государственный контроль. "Определенные условия" включаются именно тогда, когда финансовое положение банка становится сомнительным. В АФН считают, что существует, по крайней мере, четыре основных индикатора неблагополучного финансового положения банка. Первый - систематическое снижение в течение трех последовательных месяцев установленных уполномоченным органом коэффициентов достаточности собственного капитала на 0,5% от последних фактически сложившихся их значений. Второй - систематическое снижение в течение трех последовательных месяцев "рамочных" коэффициентов ликвидности на 0,5% от последних фактически сложившихся их значений. Третий - систематическое снижение в течение трех последовательных месяцев портфеля депозитов на 5% от последнего фактически сложившего значения. Четвертый - наличие займов в объеме 10% от общего объема ссудного портфеля банка, по которым срок просрочки по основному долгу и процентному вознаграждению составляет свыше 90 дней. Но прежде чем принять какое-либо решение о судьбе того или иного банка, АФН планирует работать с менеджментом банка, чтобы понять, что он способен сделать с ухудшением финансовых показателей. Если у банка есть определенные ресурсы и видение того, как выйти из тяжелой ситуации, то он, конечно, получит карт-бланш. Правда, времени на исправление ошибок будет, вероятно, минимальное количество, чтобы ситуация не ухудшилась. Если же менеджмент не продемонстрирует своей способности улучшить положение кредитной организации, то регулятор оставляет за собой полное право принять решение и позволить правительству войти в банк в качестве акционера. Более того, при отсутствии объявленных - неразмещенных или выкупленных - акций банка, либо при недостаточности их количества для улучшения финансового состояния банка правительство вправе принять решение об увеличении количества объявленных акций. В этом случае происходит дополнительная эмиссия акций, доли существующих акционеров уменьшаются в соответствии с тем, какое количество акций решит выкупить правительство. Но и это еще не все. Если у кредитной организации будет выявлен отрицательный размер собственного капитала, то регулятор вправе по согласованию с правительством принять решение о …принудительном выкупе акций у его акционеров. Цена акций определяется исходя из стоимости активов банка за вычетом суммы его обязательств на дату принятия решения о принудительном выкупе акций банка. И этот пакет должен быть незамедлительно реализован новому инвестору о цене приобретения. Правда, новый инвестор должен гарантировать увеличение капитала банка и его нормальное функционирование с учетом взятых инвестором обязательств. В этом случае, безусловно, идет речь о стопроцентном выкупе акций. Огосударствление того или иного банка - это крайняя мера, считают в АФН. В случае временных затруднений с ликвидностью, что в настоящих условиях не является чем-то из ряда вон выходящим, Нацбанк может оказать (и оказывает) необходимую помощь. Правда, инструменты главного банка страны краткосрочны. Кроме того, государство предоставляет возможность банкам участвовать в кредитовании строительных объектов и малого и среднего бизнеса через правительственную программу финансовой помощи. Но если мировой кризис ликвидности затянется, то, возможно, предлагаемых мер окажется недостаточно, и финансовое положение некоторых банков начнет ухудшаться. Регулятор сегодня не говорит о том, что огосударствление возможно только в отношении системообразующих банков, но это очевидно. Только те банки (это первая десятка по активам), которые имеют серьезную долю, прежде всего, на рынке депозитов представляют интерес для государства. После банкротства ВалютТранзит банка Казахстанский фонд гарантирования депозитов физических лиц столкнулся с двумя серьезными неприятностями. Во-первых, ему не хватило средств для выплаты задолженности банка перед депозиторами. Во-вторых, деньги из ликвидируемого в настоящее время банка вернуть в полном объеме не представляется возможным - у банкрота уже нет ликвидных активов. Понятно, что, случись еще одно банкротство банка с крупной депозиторской базой, то может пошатнуться не только фонд гарантирования, но и финансовая система страны в целом. Именно поэтому регулятор и желает предпринять превентивные меры, чтобы уберечь банковскую индустрии от потрясений. В то же время банкиры, понимая всю сложность положения, настороженно относятся к предстоящим нововведениям. Так, глава Народного банка Казахстана Григорий Марченко заявил о том, что он не сторонник государственных банков. Оценивая в целом казахстанскую банковскую систему, он подчеркнул, что она развивалась все последние годы "правильнее", чем российская, где доминируют государственные банки. "Именно потому, что у нас все коммерческие банки являются частными, мы опережаем другие страны в развитии банковской системы", - заявил банкир. Кроме того, у профессиональных участников рынка возникает сомнение, что государству, принудительно выкупившему 100-процентный пакет акций проблемного банка, удастся мгновенно найти инвестора. Последние банкротства банков (Комирбанк, Наурыз, ВалютТранзит) показывают, что инвесторам, как правило, неинтересны те банки, от которых к "моменту истины" остается одно только название, да и то с горьким привкусом. Значит, правительству придется входить в банк всерьез и надолго. А чтобы повысить привлекательность его активов, оно, конечно, будет использовать административный ресурс в ущерб свободной конкуренции. Иллюстрация с сайта www.sob.ru


Автор: Амангельды Киртаев