Опубликовано: 2800

Пресс-службы и СМИ: от непонимания к сотрудничеству

Пресс-службы и СМИ: от непонимания к сотрудничеству

Результаты опроса журналистов и пресс-секретарей Карагандинской области

Центр правовой помощи СМИ в рамках программы по изучению институциональных условий развития независимых средств массовой информации и расширению публичного диалога провел фокусное исследование СМИ Карагандинской области и действующих пресс-служб. Средства массовой информации оценивали работу пресс-служб и готовность к сотрудничеству по двум позициям: рейтинговая оценка деятельности пресс-служб и развернутая экспертная характеристика состояния и проблем взаимодействия карагандинской прессы и пресс-служб двух десятков подразделений и ведомств. ЖУРНАЛИСТЫ О ПРЕСС-СЛУЖБАХ В целом, журналисты региона считают, что работа с пресс-службой требует особого навыка и терпения. Такой точки зрения придерживается большинство представителей прессы, а именно - 60% из сорока четырех опрошенных журналистов. И, тем не менее, каждый пятый (20%) журналист предпочитает получать материал из этого источника. В целом, именно столько верных партнеров и смогла себе завоевать система пресс-служб области. Но количество верных друзей, как правило, уравновешивается числом неприятелей. К подобной категории можно отнести оставшиеся 20% респондентов, которые заявили, что никогда не работают с пресс-службой (10%) или сотрудничают в крайнем случае - еще 10%. Народная мудрость гласит: "Люби - не люби, да чаще подглядывай" исключительно так и выстраиваются сегодня отношения между журналистами и пресс-службами. Почти половина, а точнее 45% наших респондентов, честно признались, что всегда, то есть часто обращаются за материалами к пресс-секретарям. Еще треть использует этот источник для подготовки заказных статей. В итоге, только четверть журналистского корпуса обходятся собственными источниками и могут позволить работать без участия пресс-служб. Как ни крути, а две трети информационного поля формируется при прямом или опосредованном влиянии существующих пресс-служб и несет в себе официальную (или близкую к ней) точку зрения. Сложившееся сотрудничество нельзя назвать успешным, добровольным и обоюдовыгодным даже с очень большой долей преувеличения. Только 16% журналистов считают взаимодействие с пресс-службой быстрым способом поиска информации, каждый четвертый работник СМИ говорит категорическое "нет" и абсолютное большинство соглашается, что все зависит от конкретного случая. Если произошло что-то из ряда вон выходящее или важное для самих пресс-служб и их организаций - информация может быть распространена молниеносно. Если же пресс-служба не заинтересована в распространении информации а, напротив, хочет ее придержать, работу с пресс-службой можно смело отнести к категории самой неэффективной. Главной проблемой пресс-служб, по мнению СМИ, является их зависимость от организации, подчиненность и несамостоятельность. "Они всегда ждут, что скажет начальник", - утверждают 60% ответивших на анкету журналистов. Остальные 40% добавляют вроде "они (пресс-службы) никуда не спешат" и "всегда пассивны" и никто (!) не отметил стремление пресс-служб оказываться на месте события незамедлительно. Не удивительно поэтому, что 85% журналистов, по их оценкам, очень редко получают от пресс-служб интересную информацию…. Сами журналисты считают, что пресс-службы изначально не заинтересованы в сотрудничестве с прессой, поскольку "созданы не для этого" (27%). Их основная задача - продвигать интересы организации (55% ответов) и только отчасти (на 18%) есть стремление решать проблемы вместе. В оценках журналистов нет корпоративного ценностного объединения с пресс-службами и их работниками. Напротив, наблюдается явное противостояние - мы и они. Мы - так называемая независимая пресса, против них - зависимых. Эта оценка довлеет и над характеристиками работы самих пресс-служб и пресс-секретарей. По мнению журналистов все работники пресс-служб не только пассивны, ленивы, задавлены начальством и "куплены конторами", но еще и не осознают свои функции (30% ответов), не играют никакой роли (20%) и с трудом справляются со своими обязанностями (20%). Справедливости ради нужно отметить, что так думают не все журналисты. Каждый четвертый признает за своими коллегами в пресс-службах право на профессионализм и достойное выполнение возложенных обязанностей. Главными проблемами в работе с пресс-службами называют опять же непрофессионализм, отсутствие специалистов в пресс-службах (35% ответов), излишнее стремление "спасти честь мундира" и "сохранить лицо" (37%), а также непонимание (10%) и нежелание сотрудничать (18%). Как же наладить эффективное взаимодействие между журналистами и пресс-службами - ведь общаться с ними приходиться довольно часто? В конечно итоге, довольно единодушно утверждают журналисты, все зависит от конкретного учреждения (34%) оценок и умения журналиста найти общий язык с пресс-секретарем (27%). Приходиться подстраиваться под пресс-службу, - философски замечают респонденты в 9% наших анкет. Но число "бунтарей" не желающих "плясать под дудку пресс-службы" что-то уж очень велико в карагандинских кругах и достигает 30%, выраженных в этом опросе. Возможно, журналистов раздражает еще и обилие рекламы в материалах, "проталкиваемых" пресс-службами. Ведь 18% ответивших на вопросы анкеты журналистов говорят, что "рекламы очень много" и еще 50%, что она составляет половину информации, поступающей от пресс-служб. Но каким-то образом половина журналистов все же переходят к неформальным и даже дружеским отношениям с пресс-секретарями, преодолевая общие негативные и собственные стереотипы взаимоотношений. В том, что существуют устойчивые стереотипы, своего рода барьеры в восприятии и сотрудничестве с пресс-секретарями сомневаться, к сожалению, не приходится. Считается своего рода "хорошим тоном" пользоваться услугами пресс-служб (и даже приятельствовать, если не дружить) и при этом обязательно порицать. Достаточно взглянуть на сводные рейтинговые оценки, которые были выставлены журналистами двум десяткам действующих пресс-служб. Максимальная оценка в пять баллов "не снилась" никому, все пресс-службы в целом получили круглую, твердую, унылую тройку - клеймо неудачников и бездарей. Больше всего всей системе пресс-служб досталось за необъективность (2.8), закрытость (2.8), отсутствие оперативности (2.8). Чуть лучше обстоят дела с достоверностью, авторитетностью, компетентностью служб - их оценили на 3.2 балла. Среди оцениваемых пресс-служб есть свои отстающие и передовики. Самые низкие баллы набрали пресс-службы акима г. Жезказгана и г. Караганды (1.8), г. Балхаша (1.9). Они провалились по всем показателям. Вторыми по нелюбви идут пресс-службы фирм-монополистов и олигархов. Пресс-служба АО "Миттал стил" и ФПА "Валют-Транзит" получили в совокупности по 2.2 балла, ТОО "Караганда Су" - 2.4. Их больше всего клеймят за пристрастность, необъективность и недостоверность. В твердых середнячках по популярности и компетентности пресс-службы фискальных и силовых структур: областных Департамента КНБ, Налогового Комитета, Таможенного комитета, Департамента по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (финансовая полиция), суда. Их твердые тройки с хвостиками заработаны за счет авторитетности, верности и компетентности, но снижены за закрытость, излишнюю пристрастность и недоступность. И если крепкое середняцкое положение этих служб объяснимо и закономерно, то совершенно удивляет низкая - 2.4 балла - оценка пресс-службы Департамента здравоохранения по Карагандинской области. Но есть среди пресс-служб и четверка фаворитов, снискавшая признание критичной карагандинской масс-медиа-аудитории:
Пресс-служба Управления пожарной охраны4.5 балла
Пресс-служба Управления по ЧС Карагандинской области3.9 баллов
Пресс-служба ГУВД по Карагандинской области3.7 баллов
Пресс-служба Прокуратуры по Карагандинской области3.6 балла
Что и говорить, любят наши журналисты, когда им быстро, открыто, компетентно и честно сообщают о том, что горит, взрывается, ловится и пресекается. Есть, что узнать и о чем написать, а в благодарность не жаль и хорошую оценку поставить. Так что пожарников у нас "любят" в три раза больше, чем акимов, по крайней мере, журналисты. ПРЕСС-СЕКРЕТАРИ О ЖУРНАЛИСТАХ А вот кто любит журналистов и за что - это вопрос второй. Точнее вторая точка зрения с другой, так сказать, стороны баррикад. Хотя пресс-секретарей у нас гораздо меньше, чем журналистов… Журналисты, если помните, терпели, но дружили с пресс-службами. Те же в свою очередь игнорируют и третируют их в меру сил, возможностей и обстоятельств. На вопрос к пресс-секретарям "Какое место в Вашей деятельности занимает работа с журналистами?", опрашиваемые довольно дружно ответили: " "работаю в зависимости от мероприятия" - 50%; " "постоянно передаю информацию" - 50%. Для этого пресс-секретарям довольно часто (63%) приходится обращаться к журналистам, но делают они в случае, если материал заказной (25%) и работают они, как правило, не с редакцией вообще, а с конкретными людьми (12%). Степень взаимных претензий ярко отражается в ответе на вопрос: "Отражают ли журналистские материалы реальные события?". Три четверти (75%) ответов пресс-секретарей гласит: "Смотря, что произошло", таким образом, обвиняя журналистов пусть в частичной, но предвзятости. Выше мы отмечали, что аналогичный упрек "смотря, что произошло" звучал со стороны журналистов в адрес пресс-служб в оценке оперативности работы (58% ответов). Вот и получается: пресс-службы дают информацию быстро или нет в зависимости от того, что произошло, а журналисты печатают объективно с их точки зрения "смотря, что произошло". Пресс-секретари считают, что объективность журналистов зависит от самого события (50%) или редакционной политики (38%). В остальных (12%) случаях журналисты (по оценке анкет от пресс-служб) просто "перевирают и передергивают". Надо отдать должное пресс-секретарям в оценке "продажности и зависимости" они оказались благосклоннее к журналистам, чем те к ним. Зависимость журналиста от редакции пресс-секретари оценили в 38%, а зависимость пресс-секретарей от того, "что скажет начальство" было оценено журналистами в 58% . То ли журналисты злее, то ли пресс-секретари "связаны по рукам и ногам" или в той и другой оценке есть доля истины и предвзятости. Сравним почти идентичные вопросы о заинтересованности в сотрудничестве.
Насколько заинтересованы в эффективном сотрудничестве?
пресс-секретари по оценке журналистовжурналисты по оценке пресс-секретарей
продвигают свои интересы55%продвигают свои интересы25%
есть стремление решать проблемы вместе18%есть стремление решать проблемы вместе38%
никому это не нужно0%никому это не нужно0%
пресс-служба не рассчитана на это27%Журналисты проявляют инициативу, если заинтересованы37%
Очевидно, что пресс-секретари вдвое лучше отзываются о журналистах, чем журналисты о пресс-секретарях. Возможно, это еще один социальный и корпоративный миф, когда прессе можно и должно ругать пресс-службы. А пресс-служба, напротив, должна быть снисходительна и заявлять о сотрудничестве и любви к СМИ в целом и журналистам конкретно. Получается эдакая любовь без взаимности и дружба без доверия, вот только могут ли они служить фундаментом независимого и объективного информирования? Не могут - воскликнет любой в ответ на этот риторический вопрос и ошибется. Не могут - но служат, рождают стереотипы и долгосрочные отношения. И главный секрет: как все происходит? Ведь если 84% информации от пресс-служб к журналистам бывает лишь изредка интересной, то почему 37% информации журналистов по оценке пресс-секретарей бывает полезной часто и 63% - редко. Очевидно, в этом и есть искусство и мастерство журналиста как из не очень интересного сделать весьма полезное. Возможно, это получается при наличии таланта и профессионализма, в наличии которых пресс-секретари не отказывают журналистам. Журналисты очень хорошо выполняют свои функции, отмечают 38% опрошенных пресс-секретарей. А вы выполняете свои функции очень хорошо" только в 9% случаев, парируют журналисты. С трудом справляются со своими обязанностями журналиста 38%, утверждают опрошенные пресс-секретари. Вы сами справляетесь со своими обязанностями с трудом (18%) или вообще никакой роли не играете (18%), вторят им журналисты. И в довершении заочного обмена упреками пресс-секретари считают каждого четвертого журналиста (а журналисты - каждого третьего работника пресс-служб) вообще не разбирающимися в своей работе и не осознающими свои функции. Подобная "виртуальная" перебранка, выразившаяся в негативных оценках, отражает те самые стереотипы и барьеры, которыми и характеризуются отношения между СМИ и пресс-службами. Каждая из сторон видит возникшие трудности, но видит их по-своему.
С какими трудностями приходится сталкиваться?
Журналисты по оценке пресс-секретарейПресс-секретари по оценке журналистов
непонимание0%непонимание10%
нежелание сотрудничать12%нежелание сотрудничать18%
погоня за сенсацией50%желание защитить "честь мундира"37%
отсутствие специалистов38%отсутствие специалистов35%
Удивительно, но пресс-секретари понимают всех журналистов, а те жалуются на некое непонимание. Оценка взаимного непрофессионализма совпала с разницей в один процент, почти идентичные упреки в нежелании сотрудничать. Журналисты более критичны во всех оценках, пресс-секретари, в основном, "клеймят" прессу за погоню за сенсацией. Со стороны пресс-служб в адрес журналистского корпуса звучат обвинения в критике (очевидно, несправедливой на взгляд отвечающих на вопросы анкеты)

Какова доля критики в журналистских материалах, по мнению пресс-секретарей?

Большая часть50%
половина25%
Очень мало25%
Розовая мечта пресс-служб - лояльная, безсенсационная и не критикующая пресса. Только пресса ли это и нужна ли такая пресса? В первую очередь, самим пресс-службам? Противореча себе самим, пресс-секретари уверены, что дружить с ними журналисты не обязаны (38% ответов). Общая средняя оценка тридцати трех СМИ - 3.6 балла (против 3.0 - у пресс-служб). Причем так вышло, что уважают СМИ за все одинаково - за авторитетность, достоверность, оперативность, объективность и компетентность - за все по 3.6 балла. Но не всех. Приоритеты пресс-секретарей даже в анонимной анкете оказались очень государственными. Судите сами, вот четверка самых рейтинговых СМИ по оценке пресс-секретарей:
"Казахстанская правда"4.2 балла
"Индустриальная Караганда"4.1 балла
"Орталык Казахстан"4.1 балла
Карагандинская областная телерадиокомпания4.0 балла
Все фавориты, как один - официальные, государственные СМИ - в других рейтингах популярности в числе топ-десятки незамеченные. Самые нелюбимые - почему-то сплошь темиртауские СМИ.
"Вечерняя газета" (г. Темиртау)3.0 балла
"Зеркало"3.0 балла
"43 канал"3.0 балла
Телекомпания "ТКТ"3.0 балла
Остальные СМИ кучно держатся в середнячках с баллами от 3.9 до 3.3. Разброс, конечно, большой, но не максимальный. Здесь, очевидно, сыграли роль персональные пристрастия респондентов. Журналисты и пресс-секретари - обыкновенные люди со своими эмоциями, симпатиями и антипатиями. И хотя их профессией является оперативное, достоверное, беспристрастное и объективное информирование общества, сами они несвободны от субъективности и предвзятости. Возможно, это исследование, сфокусировав множество индивидуальных оценок, позволит увидеть ошибки и предрассудки, мешающие взаимному диалогу. Накопившиеся претензии журналистов к пресс-службам и пресс-служб к журналистам, став объектом измерения и анализа, потеряют свою незыблемость. Необходимо вместе увидеть неожиданные оценки, удивиться, поспорить и посмеяться, разобраться в "виртуальном" противостоянии и перейти к реальному, открытому и осознанному сотрудничеству.

[X]