Опубликовано: 811

Полезный опыт

Полезный опыт

В республике успешно осуществляется первый концессионный проект.

Скоро в Казахстане начнет работу уникальная для всего постсоветского пространства железная дорога по маршруту Шар - Усть-Каменогорск, построенная по концессионной схеме. Это первый проект такого образца в инфраструктурной сфере. Собственно, де-факто рождение дороги уже состоялось, когда в конце прошлого года произошла стыковка двух, строившихся навстречу друг другу, отрезков. Теперь остается дождаться ее ввода в эксплуатацию де-юре, после того, как разрешение выдаст комиссия, состоящая из экспертов заинтересованных государственных органов. Но сомнений, что это произойдет, фактически никаких не остается. Новая линия уникальна сразу по ряду параметров. Она - первая железная дорога, построенная с привлечением негосударственных инвестиций. Она же - первая магистраль, которая создается и будет управляться не "Казахстан Темир Жолы" (КТЖ), а другим субъектом - АО "Досжан Темир Жолы" (ДТЖ). На ней первой будет применяеться система управления движением "Автоматика", основанная на использовании микропроцессорных технологий (то есть, на данной линии нет ни стрелок, ни семафоров). И, возможно, будет внедрена новая схема организации перевозочного процесса, в основе которой лежит вахтовый метод на разъездах. Это позволит и оптимизировать процесс обслуживания дороги, и избежать необходимости выстраивать социальную инфраструктуру на удаленных объектах, что всегда было "головной болью" железных дорог на территории бывшего СССР. Инвестиционный Фонд, который является акционером ДТЖ, владея 49%, вкладывал деньги в уставной капитал компании, которые были использованы в самом начале проекта на разработку его проектно-сметной документации. Остальное финансирование проекта, порядка 97%, - это заемный капитал. Финансируется он через размещение инфраструктурных облигаций, выпускаемых АО ДТЖ. "На первом этапе нам было довольно сложно проводить размещение наших бумаг, потребовалось немало усилий, чтобы в нас поверили", - говорит один из представителей компании. Но активная работа с потенциальными инвесторами, целый ряд проведенных роад-шоу, а, в конце концов, стыковка двух участков линий, подогрели интерес к проекту. Срок действия данной концессии определен в 20 лет. По окончании этого времени, в 2018 году, железная дорога будет безвозмездно передана государству. Срок окупаемости проекта, согласно изначальным прогнозам, составит пятнадцать лет. Осуществлять управление линией ДТЖ будет собственными силами, но с возможным привлечением специализированных компаний, так как существуют определенные ограничения по лицензированию, например, по электроснабжению, организации связи, диспетчеризации. Этими работами будут заниматься местные компании, которых ДТЖ будет привлекать как подрядчиков. В то же время представители ДТЖ отмечают, что компания обязательно будет заниматься обучением своего персонала, в том числе, и в связи с необходимостью работать с системой "Автоматика". С началом эксплуатации линии у предприятий промышленного комплекса Восточного Казахстана, в числе которых немало гигантов казахстанской индустрии, появится выбор - использовать ли традиционный железнодорожный путь или везти грузы по новому, более короткому, маршруту. И, хотя, по действующему законодательству, линия Шар - Усть-Каменогорск признается естественной монополией, тем не менее, ей и КТЖ придется конкурировать между собой за привлечение грузоотправителей. Что неизбежно приведет к улучшению качества перевозок, и будет способствовать, если не снижению, то, во всяком случае, установлению приемлемого для грузоотправителей уровня тарифов. Это очень важно как для экономики региона, так и в целом для Казахстана: ведь многие промышленные производства там являются экспортерами, и конкуренция между перевозчиками положительно отразится на конкурентоспособности казахстанских товаров на внешнем рынке. Фото с сайта http://www.diapazon.kz
Загрузка...

[X]