Опубликовано: 1074

Почем очередь для народа?

Почем очередь для народа?

Желание получить все и сразу присуще практически каждому человека.

Хорошо получить машину, купленную за чужой счет, а не на собственные сбережения, изящную фигуру, приобретенную в результате операций, а не в результате усиленных тренировок. А еще весьма неплохо получить все необходимые документы "чужими" руками. Особенно это становится очевидным, когда стоишь в общественной пробке под названием "очередь". В принципе, очередь - реалия вполне привычная. Рассказы из эпохи Советского союза не потеряли своей актуальности. Разве что поменялись "продукты", которые по принципу подлости именно на тебе и заканчиваются. В мире, где без бумажки ты … "не человек", именно получение паспорта, РНН, СИК, сдача отчетности по деятельности компании становятся причиной изнурительной и пустой траты времени. Как отмечает Красен Станчев, профессор, эксперт проекта USAID по развитию малого бизнеса (МСБ) в Казахстане, простой в очередях - чистая, экономически абсолютно бессмысленная потеря времени и дохода. Ведь если взять, к примеру, среднюю месячную зарплату за 2007 г., общая стоимость очередей только представителей малого и среднего бизнеса в Казахстане для сдачи отчетности в налоговые органы составляет 2,6 миллиардов тенге или 21,8 млн. долларов США. Как подсчитали эксперты, эта сумма примерно равна сумме кредита, которую отдельный банк второго уровня, являясь посредником кредитных линий Фонда развития малого предпринимательства, выделяет на финансирование МСБ в год. В целом, такие выводы удалось сделать в ходе исследования, проведенного проектом USAID по улучшению бизнес среды (УБС) в Казахстане. Эксперты выявили, что время, затраченное в очередях для сдачи налоговой отчетности в налоговую инспекцию предпринимателями, отнимает 46 минут в рамках одного посещения. "Разумеется, в это время не входит непосредственное "общение" со службой, которое напрямую зависит от самого "клиента" и его дел. По данным проекта УСБ и ежегодного исследования "Ведение Бизнеса" Всемирного банка, число посещений налогового отделения равняется 1,3 рабочим дням в год на одного предпринимателя. Констатация эта далеко не тривиальна. По подсчетам экономистов, для всего сектора малого и среднего бизнеса Казахстана время, проведенное в таких очередях, составляет 1 099 458 рабочих дней, согласно данным по зарегистрированным МСБ на конец 2006 года", - говорит Айгуль Каженова, консультант проекта USAID по развитию малого бизнеса в Казахстане. Что интересно, аналогичные данные для крупного бизнеса вовсе не интересны. Можно смело предположить, что он стоит в очереди намного меньше. Потому что, по словам экспертов, он лучше оснащен технически, нанимает лучших бухгалтеров и привлекает больше средств и ресурсов для сокращения времени, связанного с процедурами уплаты налогов. Налоговые органы, в свою очередь, также заинтересованы в минимизации этого времени для крупного бизнеса, учитывая размеры их налоговых выплат. В целом, в Казахстане предпринимались ряд попыток структурировать и упростить организационные и административные процедуры, связанные с уплатой налогов некоторыми категориями предпринимателей. К этим попыткам эксперты относят принцип "одного окна", сначала вызвавший бурные аплодисменты у всего населения, а потом полную апатию. Возможность получить необходимый документ в одном месте, без участия в футболе, где ты - мяч, а тебя футболят из одного органа в другой, вызвал щенячий восторг только в момент презентации совместного приказа министерства юстиции республики, министра финансов, председателя агентства по информатизации и связи, председателя агентства по управлению земельными ресурсами от 19 октября 2005 года. Тогда был утвержден свод правил взаимодействия по организации и функционированию центров обслуживания населения по принципу "одного окна" в городах Астане и Алматы по оказанию государственных услуг. Как отмечала Загипа Балиева, министр юстиции РК, принцип одного окна должен был предотвратить коррупционные преступления. "Раньше, например, для того, чтобы получить земельный участок гражданин обходил более 30 инстанций и собирал подписи. Теперь ему достаточно прийти в этот центр, сдать минимальный пакт документов, а дальше все процедуры проведет само земельное агентство", - заявлял министр в мае далекого 2005 года. "Идея-то была хорошая, но получилось как всегда. И какая теперь разница, в скольких окнах ты простоишь? Главное ведь - результат. А он таков, что каждый в этой мутной воде пытается поймать свою рыбку, - сказала в комментарии газете "Литер" Мунавара Палташева, директор алматинского офиса Форума предпринимателей Казахстана. - Чиновнику выгодно тянуть процесс, поскольку тогда велик шанс, что человек все-таки заплатит за ускорение. Такой психология госслужащих была всегда. И на его зарплате не отражается, за сколько дней он сделает документы - за 5 или за 50". Между тем вера в технологические усовершенствования оставляет надежду на то, что проблема очередей когда-нибудь канет в лету. А пока премьер-министр страны Карим Масимов ставит перед налоговиками задачу по упрощению процедур налогового администрирования для бизнеса. "Несмотря на внедрение электронного способа передачи налоговых отчетностей очереди в налоговых органах не уменьшаются", - заявил он в ходе форума работников налоговых органов РК, прошедшем в конце февраля этого года. В общем, как констатируют исследователи УСБ, введенная возможность электронной уплаты "не снизила количества посещений налоговых органов". При этом по системе оценки "Ведение бизнеса" Всемирного банка, позиции Казахстана лучше, чем у многих стран СНГ, включая, Россию и Украину. Конечно, это не решит проблему всех очередей, но хоть у кого-то будет повод для радости и избыток свободного времени…

[X]