Опубликовано: 1001

Плата за Родину
или Пенсия на экспорт

Плата за Родину <br> или Пенсия на экспорт

Новые миграционные законы порождают новые проблемы, не решая старые.

Примечательную ситуацию выявили сотрудники миграционной полиции ЮКО: многие оралманы, некогда вернувшиеся на историческую Родину из среднеазиатских стран бывшего СССР, добились казахстанского гражданства, а затем выехали обратно в Узбекистан, Таджикистан, Киргизию. И остались там проживать на постоянном месте жительства, уже откровенно не собираясь возвращаться в РК. Вначале миграционные службы не могли понять столь непатриотичного жеста новоявленных соотечественников. Тем более что большинство из уехавших были людьми весьма солидного возраста, не предполагающего подобные вояжи. К тому же ни каких ходатайств об отказе от казахстанского гражданства от них не поступало. Причины оказывались разными, но касательно иммигрантов пенсионеров, как выяснилось, ларчик открывался просто - все дело было именно в оформлении казахстанской пенсии. Не секрет, что доходы казахстанца в среднем в два-три раза выше зарплат рабочих и служащих в соседних, южных странах СНГ. А уж пенсия в Казахстане, особенно после повышения до 10 000 тенге, вообще выглядит "улетной" для стариков, скажем, из Узбекистана, получающих по 3-5 тысяч сомов. В перерасчете на казахстанскую валюту - около 1 тысячи тенге. И это при том, что более менее регулярным "пенсионом" обеспечены, как правило, только городские жители того же Узбекистана. В сельской глубинке там вообще могут годами не видеть наличности, перебиваясь так называемой соцпомощью в виде натуроплаты не самыми ходовыми товарами. Аналогичная, если не хуже ситуация в Таджикистане, Киргизии, Туркменистане. Потому, естественно, что политика Казахстана, направленная на инициирование миграции в республику из соседних стран, получила максимальную популярность именно среди диаспор Средней Азии. Причем не только среди молодой и активной части населения, которая планировала именно навсегда возвращаться в Казахстан, жить здесь и работать. Экономические выгоды казахстанского гражданства заставили призадуматься и пожилую часть населения, которая в принципе не собиралась покидать насиженные места. Ехать "в миграцию" было не далече, тем более что у многих новоявленных мигрантов имелись родственники в той же Южно-Казахстанской области. Эти факторы и послужили отправной точкой к тому, что появилась тенденция ездить в "командировку" за получением казахстанского гражданства и оформлением казахстанской пенсии. Механизм хоть и требовал значительных усилий, был все же по силам даже людям преклонного возраста. А в случае успеха, (практически гарантированного), окупался сторицей. Сами старики-пенсионеры потом вновь возвращались на свое прежнее место жительства в узбекские кишлаки и кыргызские аулы. А пенсию в Казахстане по доверенности для них получали родственники-казахстанцы. Нельзя, конечно, винить пожилых людей за эту, не слишком законную, и не совсем этичную комбинацию. Тем более, как считают сотрудники миграционной службы ЮКО, многие пенсионеры пошли на такие действия подстрекаемые своими взрослыми детьми и родственниками. Скажем, только за прошлый год в ЮКО зарегистрировано заявлений на принятие казахстанского гражданства от 15 653 человек. Из них 14713 - бывшие граждане Узбекистана, 450 человек из Таджикистана, 248 из Туркмении. Остальные 242 человека - мигранты из длинного списка стран так называемого дальнего зарубежья, включая Грецию, Грузию, Латвию, Монголию, КНР и т.д. Более того, в начале 2003 года на территории ЮКО насчитывалось более 20 тысяч прибывших оралманов, не принятых в гражданство РК. Министерство Внутренних Дел РК жестко поставило перед Южно-Казахстанским Управлением миграционной полиции в течение прошлого года полностью завершить оформление документов на указанное количество оралманов. И уже к прошлогоднему сентябрю миграционные службы ЮКО рапортовали о выполнении плана. Однако теперь главной головной болью миграционщиков стал незарегистрированный отток новоявленных казахстанцев. В ноябре прошлого года в РК было принято постановление правительства, по которому одним из условий получения гражданства стало наличие 1,5 миллиона тенге на счету в каком-либо казахстанском банке. Как объясняют сами сотрудники миграционного управления, мера эта как раз направлена на то, что бы отсечь граждан с "несерьезными намерениями". Такой пункт в миграционном законодательстве наверняка избавит Казахстан от пополнения среднеазиатскими залетными пенсионерами. Но возникает другой вопрос: а не срежет ли такое условие под корень всю миграцию? По данным того же управления, значительная часть оралманов дееспособного возраста не владеют подобными финансами. В принципе в том же Узбекистане, люди, имеющие на счету порядка 1 0000 долларов (1,5 миллиона тенге), живут припеваючи, и о переезде, (во всяком случае, в Казахстан) вряд ли помышляют. Опять же, многие среднеазиатские оралманы переезжают в Казахстан для того, что бы воссоединится с родственниками. И этот процесс вряд ли остановишь. Но с новым законом такие люди потеряют всякую перспективу стать полноценными гражданами, получить прописку в Казахстане и пр. А это значит что количество неучтенных, и по сути нелегальных мигрантов резко возрастет. И вполне возможно, что новые проблемы с лихвой превысят прежние затраты связанные с содержанием закордонных пенсионеров.
Загрузка...

X Закрыть