Опубликовано: 871

Пиф-паф! Уноси готовенького...

Пиф-паф! Уноси готовенького...

По состоянию на 21 августа 2002 года 78 стран мира ратифицировали Римский статут международного уголовного суда ООН, 139 государств пока только подписались под этим документом.

Таким образом, Римский статут закрепил в международном праве неприкосновенность человеческой жизни. В тех странах, которые согласились с этим международным документом, смертный приговор не выносится даже за такие преступления как геноцид, апартеид, военные преступления, пытки... В Казахстане на сегодняшний день пока решились лишь на сужение правового поля для вынесения смертного приговора. Теперь это возможно по 17 позициям, тогда как раньше их значилось 34. В категорию смертников не попадают женщины, подростки, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, а также мужчины, которым ко времени вынесения приговора стукнуло 65. Снижается и количество смертников в стране. В 1999 году к высшей мере наказания приговаривали 79 человек, в 2000-м - 39, в 2001 - 30. Кто прав, кто не прав? Сегодня в Алматы завершает работу очередная международная конференция "Отмена смертной казни в РК: за и против". В который раз собрались ученые мужи и высшие чины Казахстана, чтобы поговорить о праве одного человека наказывать другого или нет. Если верить подсчетам казахстанского Бюро по правам человека, то разговоры на эту тему в республике ведутся с 1996 года и конца края им не видать. И ничего удивительного. В Европе об этом говорили не одно десятилетие с конца 60-х годов. Однако же протокол № 6 Европейской конвенции по правам человека, запрещающий применение смертной казни без каких-либо условий в мирное время стал открыт для подписания лишь в 1983 году. А историки утверждают, что первые упоминания о возможности \невозможности отмены смертной казни историки находят в 5 веке до н.э. В 427 году в древних Афинах чуть ли не впервые положительно решился вопрос об отмене казни всех мужчин восставшего против Афин города Митилены. Надо полагать, что такие вопросы вставали перед человечеством и раньше. По-разному философы говорят о времени осознания человека своего "я" в большом и порой не очень дружелюбном мире. Один говорит о появлении чувства юмора, другой - совести, но, надеюсь, не погрешу против истины, если сделаю собственное предположение - появлении сострадания. В тысячелетних разговорах о смертной казни отточены аргументы обеих сторон, обо всем упоминать - места не хватит. И сегодня хотелось бы остановиться только на двух в чем-то парадоксальных моментах. Общество в роли палача Проще ведь наказать, чем понять, что рост преступности - лишь оборотная сторона социальных проблем. Чем труднее живется, тем легче более слабый из рода человеческого сбивается с пути истинного. И тем легче спихнуть вину за худое житье-бытье на бандитов, которые не дают жить спокойно среднестатистическому добропорядочному гражданину. Хороший полицейский в нашем представлении тот, кто суров с оступившимся, отличный судья тот, кто выносит приговор по всей строгости закона. Заместитель руководителя администрации президента РК Игорь Рогов справедливо заметил, что такие стереотипы глубоко внедрились в сознание людей и сломать их крайне непросто. Должны появиться новые критерии оценки работы правоохранительных и судебных органов. Например, их эффективность по нахождению виновных и доказательству их вины. Сейчас как-то не принято стало ссылаться на полузабытого кумира целой эпохи, а ведь встречаются у В.И. Ленина подчас очень занятные и глубокие цитаты. Например, та, что мы заучивали наизусть в школьном возрасте и которая нередко приходит на ум во взрослом состоянии: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". И логичнее каждому члену этого самого общества чувствовать свою сопричастность к вынесению каждого приговора, в том числе и смертного. Когда мы слышим о серийном убийце, то за страхом, болью, чувством незащищенности, возмущением скрывается желание отомстить и наказать преступника. Но еще одно убийство не вернет к жизни жертвы. Ведь не предусмотрено же, слава богу, в законодательстве цивилизованных стран, к коим причисляет себя и Казахстан, изнасилование насильника, применение пыток против тех, кто их осуществлял ранее. Месть и наказание - вещи разные. И если уж вы в голос с соседями кричите: смерть убийце! - то вы тоже участвуете в процессе казни наравне с исполнителем. И совершаете убийство, хотя и социально заказанное. Разумеется, смертная казнь наиболее эффективно действует как сдерживающий фактор. В какой-то момент это устрашает, но после страх притупляется и все возвращается на круги своя: очередное преступление, за которым следует наказание. Если конечно найдут кого. И не существует статистики, которая доказывала бы, что отмена смертной казни ведет к росту преступлений. В Литве, к примеру, ни один преступник не был казнен, начиная с 1996 года, а число убийств снижается. В Грузии же смертная казнь была отменена в ноябре 1997 года, а количество преднамеренных убийств сокращается. Кстати, в Европейском совете, однозначно ратующем за отмену смертной казни без каких-либо условий, утверждают, что в таком вопросе не стоит прислушиваться к общественному мнению. Потому что слишком часто этим мнением манипулируют, прикрываются им, когда это удобно. Но не все так просто. В конце ХХ столетия 21 государство мира, напротив, ужесточило меру наказания за ряд преступлений. Так, в Сингапуре к высшей мере наказания приговаривается человек за хранение 30 граммов героина. Тягчайшим преступлением в Объединенных Арабских Эмиратах, согласно экологическому закону, является ввоз и хранение на территории страны ядерных и биохимических отходов, за нарушение которого приговор сами догадываетесь какой. Смертная казнь как эвтаназия? В России смертная казнь не отменена и на нее даже не введен мораторий. Однако же несколько лет там никого не приговаривают к высшей мере наказания. Это стало возможным после того, как Конституционный суд РФ выпустил в свет соответствующий документ. В то же время в обществе начались самые широкие дискуссии на эту тему. После крика отца, вылившегося в эмоциональное послание Владимиру Путину, убиенной девушки и ее жениха, произошел прямо-таки раскол общества на сторонников или противников высшей меры наказания. Не хотелось бы оказаться на месте убитого горем отца. Преступник должен быть наказан, как - уже вопрос цивилизованности общества. Но странно было от академика, коим является этот человек, слышать призывы к мести. Возможно, чуть позже в России, когда поулягутся страсти, этот пример окажется как раз-таки весомым аргументом за отмену смертной казни. Однако на гуманность ее отмены можно посмотреть и по-другому. Сейчас все в той же России стали чаще заговаривать о второй стороне медали - мрачной перспективе провести всю свою жизнь в тюремных застенках вместо казни. Иные уже голосят о том, что лучше бы уж один раз казнили, чем так мучаться. А что мучает больше всего - круглосуточное нахождение среди отъявленных негодяев и не склонных к сантиментам охранников? Боязнь заглянуть внутрь себя, остаться наедине с самим собой? Сострадание и раскаяние? Злость на весь мир? Или то и другое одновременно. И в какой-то момент приходит в голову, что высшая мера может стать избавлением от ежедневной пытки жить в аду. И еще неизвестно, что на поверку оказывается гуманнее. И вслед за отменой казни придется реформировать судебную систему в целом, чтобы потом не бороться с суицидами в местах лишения свободы. Конференция заканчивает свою работу, все возвращаются на привычные места: одни - ратовать за отмену смертной казни, другие - за ужесточение наказания для преступников. Аргументы обеих сторон более чем убедительны. На глобальном общечеловеческом уровне вряд ли когда-нибудь решится в положительном смысле вопрос об отмене "вышки". Но в одной отдельно взятой стране, пожалуй, этот вопрос вполне разрешим.
Загрузка...

X Закрыть