Опубликовано: 1800

Партийное строительство - кыргызский вариант

Партийное строительство - кыргызский вариант

Партийное поле Кыргызской Республики, на сегодняшний день напоминает "поле чудес" из известного всем детского произведения.

Число общественно-политических объединений, действующих на территории страны, превосходит численность политических партий стран-СНГ вместе взятых. В то время как деятельность многих из них ограничивается предвыборной кампанией. Что дает действующей власти возможность манипулировать общественным мнением с параллельным созданием нужного образа "локомотива политических процессов". Партийный калейдоскоп на кыргызском политическом поле заставляет задуматься о целесообразности существования многих объединений в данной стране. Вместе с тем сама природа существования партий достойна изучения. Начнем с того, что партийная архитектура данной республики имеет несколько отличительных особенностей. Во-первых, в Кыргызстане официально зарегистрировано порядка 100 общественно-политических объединений. Такое количество партий при условии их активной работы с электоратом, может приостановить или даже парализовать многие сферы жизнедеятельности страны, так как избирателям между участиями в пикетах, общественных слушаниях, митингах и других партийных мероприятий, не останется времени заниматься другими делами. Во-вторых, наличие большого количества партий на ограниченной географической территории. Напомним, что партийное многообразие наблюдается в стране с относительно малой площадью и административно-территориальным делением на 7 областей (Баткенская, Джалал-Абадская, Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская), плюс столица Кыргызстана - Бишкек. Дополнительно стоит отметить, что большинство партий сконцентрировались в крупных городах страны (которых не так и много) и, особенно, в столице республики. Таким образом, основные усилия общественно-политические объединения прикладывают к жителям городов, которые на сегодняшний день уже устали от бурной партийно-общественой жизни и равнодушно относятся к разного рода массовым акциям, проводимым партиями. В-третьих, налицо такой признак как много партий - мало народа. Нужно принять во внимание, что из всего числа населения республики, которое составляет 5 миллионов 257 тысяч человек, обладающих избирательным правом, насчитывается порядка 3 млн. 100 тыс. человек. Из них за пределами страны находятся около 400 тысяч. В результате на последних выборах были зарегистрированы 2 698 130 избирателей. Проведя простые математические действия, мы поймем, что теоретически в среднем на каждую из 100 партий приходится по 26 981 избирателей, что является не такой и большой цифрой для общественно-политического объединения, собирающегося представлять интересы своих избирателей на республиканском уровне. Другими словами здесь уже речь может идти о так называемых карликовых партиях, неспособных консолидировать вокруг себя значительное количество граждан симпатизирующих им или поддерживающих их цели и программные установки. В-четвертых, сама природа появления партий. Так, наиболее распространенной причиной появления новых общественно-политических объединений стало достижение определенной цели в краткосрочной перспективе. Она большинстве случаев объясняет и сам факт появления наибольшего количества партий за несколько месяцев до начала избирательной кампании в масштабах государства. По этому принципу была создана пропрезидентская партия "Ак Жол". Напомним, что 15 октября 2007 года состоялся учредительный съезд партии "Ак Жол", а 16 декабря 2007 года уже состоялись досрочные выборы в Парламент Кыргызстана. В-пятых, формирование партии вокруг одного или нескольких лидеров. Если классическая схема создания партии ранее предполагала первостепенные шаги в направлении выработки программных документов, устава и определения цели и путей ее достижения, то сегодня в первую очередь появляется лидер, вокруг которого и строятся все дальнейшие организационные мероприятия. В отношении Кыргызстана можно сказать, что многие партии преимущественно созданы под отдельные личности, в числе которых значительное место занимают экс- и действующие чиновники, занимающие высокие руководящие посты. В-шестых, фактическая идентичность программ и целей большинства действующих партий. В результате многие общественно-политические объединения имеют схожие позиции в отношении путей развития государства, институтов гражданского общества. При этом такие направления как борьба с коррупцией, искоренение преступности, повышение заработной платы, увеличение материальной помощи уязвимым слоям населения и др. практически неизменно "кочуют" из одной партийной программы в другую. В целом, при анализе партийной ситуации в Кыргызстане, напрашивается вывод, что действующая власть до недавнего времени не контролировала сам процесс партийного развития и не пыталась что-либо предпринять для оптимизации партийной численности в республике. Создается впечатление, что напротив, власти было выгодно подобные разнообразие и неразбериха на партийном поле. Вместе с тем на протяжении последних 16 месяцев со стороны официальных властей республики был предпринят ряд мер, направленных на повышение представительства провластных групп посредством консолидации их в единое целое. В данном случае речь идет о появлении на партийном поле пропрезидентской партии "Ак Жол", которую возглавил глава государства. Партия власти собрала вокруг себя рядовых государственных служащих, чиновников, и представителей других властных структур, сконцентрировав в своих руках административный ресурс. Вторым шагом стало проведение 21 октября 2007 года властью референдума по новой конституции и новому Избирательному кодексу. В результате Кыргызстан вернулся к конституции 2003 года, в которой президент наделялся более широкими полномочиями. А в соответствии с принятым Избирательным кодексом исключаются партии, списки кандидатов которых получили: 1) менее 5 процентов голосов избирателей, включенных в списки избирателей, в целом по республике; 2) менее 0,5 процента голосов избирателей, включенных в списки избирателей, по каждой области, городам Ош и Бишкек; 3) где общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией по списку, превысило сто; 4) где более 70 процентов лиц одного пола, менее 15 процентов лиц не старше 35 лет и менее 15 процентов граждан, представляющих различные национальности. Вследствие чего партийное поле заметно "сузилось", и в ходе избирательной кампании наблюдалась интересная ситуация. Так, после объявления выборов из 100 партий республики только 22 обратились в ЦИК за регистрацией в выборах. Однако зарегистрированными оказались лишь 12 партий, а в парламент прошли только 3: пропрезидентская Народная партия "Ак Жол", Партия коммунистов Кыргызстана и Социал-демократическая партия Кыргызстана. Третьим шагом стало выдвижение партией власти "Ак Жол", набравшей большинство мест в 90-местном парламенте Кыргызстана кандидатуры премьер-министра и формирования кабинета министров. Таким образом, действующая власть получила де-юре возможность ставить на наиболее значимые посты своих людей. Четвертым шаг был направлен на объединение вокруг партии "Ак Жол" других пропрезидентских партий и движений. Так, партия "Содружество", Республиканская партия труда и единства, а также партии "Моя страна" и "Авангард", приняли решение о слиянии с "Ак Жол". *** В целом стоит отметить, что официальная власть, создав свою, пропрезидентскую партию, проведя конституционные преобразования в свою пользу и приняв новый Избирательный кодекс, вряд ли может быть упрекнута представителями международного сообщества в отходе от демократических принципов. Тем более, что в парламенте наравне с пропрезидентской партией присутствует и оппозиционная партия. В среднесрочной перспективе на партийном поле Кыргызстана можно ожидать уменьшения числа политических партий за счет создания партийных блоков. Вполне очевидно, что значительное место здесь будут занимать блоки в поддержку действующего президента и оппозиции к нему. Вследствие чего у руководства страны в настоящее время остается нерешенной одна задача, направленная на пролонгацию полномочий действующего президента. Однако, учитывая пропрезидентское большинство в парламенте и "свое" правительство - стоит ожидать от власти новых шагов, направленных на правовое обеспечение дальнейшего пребывания действующего президента на своем посту. Продолжение следует Фото с сайта mirsulzhan.livejournal.com

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи