Опубликовано: 2600

От перемены мест базаров…

От перемены мест базаров…

Свершилось! Великое противостояние городских властей и базаров в Шымкенте закончилось полной и безоговорочной капитуляцией последних. Ныне в городе практически не существует крупных рынков в районах озера и автовокзала. Но, на благо пошло ли это населению города? Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Предыстория Стихийные вещевые рынки стали у нас образовываться в тяжелые 90-е годы, тогда, действительно, почти все население вышло на улицы торговать, чтобы выжить. Со временем благосостояние жителей стало улучшаться, и число базаров сократилось. В результате основными самыми крупными базарами стали вещевой рынок на автовокзале, вещевой и продуктовый рынок в районе озера и рынок "Евразия". Каждый из этих базаров был ориентирован на определенные слои населения. На автовокзале был самый дешевый рынок, товар на который завозился напрямую из Киргизии и Китая, на озере - рынок рассчитанный на средние слои населения - товар отборнее, цены выше, и на "Евразии" - что называется, для богатых. Состояние шымкентских базаров, разве что за исключением "Евразии", в плане санитарной и пожарной безопасности всегда оставляло желать лучшего. Узкие проходы, ржавые металлические лотки, грязь, пыль, лужи, ямы в зависимости от погоды невыносимая духота, непроходимые "болота", гололед или веселая капель с низких крыш лотков за шиворот покупателям. Вдобавок к этому - автомобильные заторы на прилегающей территории. Так что, я в данном случае солидарен с властями, прекратившими это безобразие. Плюсы и минусы нынешнего состояния Несомненно, передислокация базаров немного нарушила их сложившуюся иерархию, но можно сказать что место "автовокзала" занял рынок "Бекжан", расположенный на выезде из города в направлении аэропорта. А место "озера" - рынок "Асель" расположенный рядом с рынком "Евразия", между микрорайонами "Сайрам" и "Отрар". В минувшие выходные была благоприятная погода, и мне удалось посетить оба этих рынка. Рынок "Асель" больше похож на торговый центр под открытым небом. Десятки бутиков, широкие чистые проходы, вымощенные тротуарной плиткой. Конечно, от жары, дождя и снега такая красота не спасает, но уже намного приятнее что под ногами не хлюпает, а в спину не толкают. Сам рынок небольшой, соседняя "Евразия" в разы больше по площади. И пока что не все бутики заняты продавцами, а однообразие товаров - это беда всего города, а не только одного из его рынков. Цены на товар - средние, например, обычные джинсы можно приобрести за 2400 тенге. "Асель" расположен вблизи спальных микрорайонов, в которых проживает значительная часть населения города. Это очень удобно с одной стороны, но с другой - автомобильная стоянка возле нового базара уже начинает мешать движению по одной из ключевых улиц города (им. Т. Рыскулова), по которой двигается основная масса общественного транспорта, соединяющего центр с микрорайонами. Рынок "Бекжан" расположен менее удобно. Он находится на расстоянии приблизительно двух автобусных остановок от района Катын-копр. То есть за бывшей границей города, практически в пригородном поселке "Коммунизм". Рынок очень большой по площади, и честно говоря, я надеялся увидеть на его месте контейнерную барахолку, подобную алматинской. Но он построен по другому типу: высокая крыша, стены и ужасная внутренняя планировка. На широких заасфальтированных площадях стоят все те же металлические лотки, похоже перебравшиеся сюда с "автовокзала" (не пропадать же добру). Метровой ширины проходы, чуть шире, чем привычные. Все та же толчея и отсутствие примерочных. Чтобы прикинуть на себя что-то, надо лезть за прилавок к продавцу через его товар, так как лотки установлены впритык. А, выбирая товар, четко следить за своими карманами или сумками. Одно приятно, что пол под ногами чистый и ровный, по слухам, на "Бекжане" сильно штрафуются за мусор. Цены на базаре более демократичные, например, те же джинсы можно купить уже за 1800 тенге. Полупрозрачная крыша над головой не протекает, и в дождь по базару ходить удобно. Но, отсутствие видимых признаков вентиляции, дает основание полагать: в летнюю шымкентскую 40-градусную жару там будет не сладко. Четкого разделения на вещевой и продуктовый рынок на "Бекжане" нет. На входе продают продукты питания, за которыми сразу идут вперемешку одежда и обувь, внутри - также. Бутик по продаже телевизоров соседствует с "бутиком", где рубят мясо, и все это напротив тканевых рядов. Сами бутики, как и прилегающая к ним территория сделаны в духе заветов великого архитектора Гаста Арбайтера. Переходы между уровнями без перил, незаметные ступеньки, убойный эффект которых усилен оригинальными водосточными канавками. В общем, о безопасности сооружения думали в последнюю очередь, и при возникновении толчеи или малейшей паники - последствия могут быть самыми тяжелыми и непредсказуемыми. И конечно, по шымкентской традиции, о которой я уже писал в одной из статей, на "ничейной" земле за границей базара - грязи по колено. Почему-то у нас не принято делать тротуары и четко разграничивать проходы для пешеходов и места для парковок транспорта. Так что, сейчас, перед новым базаром посетителей встречает месиво из глины и лабиринт из грязных машин. А летом это будут пыльные ямы и смерчи, благо в степи ветру есть где разгуляться, в отличие от города. Все познается в сравнении Не знаю, почему шымкентские базары так "привязаны" к железным лоткам и узким лазейкам. Все-таки контейнерные барахолки в этом плане намного удобнее. Например, на бишкекском "Дордое" ширина проходов позволяет разъехаться двум автомобилям, а в каждом контейнере есть примерочная. Да и выбирать товар, находящийся внутри контейнера, удобнее и безопаснее. В Алматы тоже есть контейнерная барахолка, хотя зарплаты алматинцев не сравнить с нашими. У нас же пока строят либо дорогие торговые центры, либо неудобные лоточные базары. Какого-то промежуточного варианта, чтобы было не сильно дорого и удобно для покупателя пока не создано. Правда, я заметил несколько пустых контейнеров возле "Бекжана", но что и когда там будет - неизвестно. В заключении хочу рассказать об одном курьезном случае. Недавно, в одном из магазинов я увидел, как продают одежду "выгнанные" с базара продавцы. Посреди торгового зала они поставили три палатки (типа тех, которые используют продавцы книг и газет на улицах) и развесили в них свой товар на манер базарного лотка. В довершении картины, к стойке крайней палатки был привязан кусок материи. Как вы думаете для чего? Тот, кто был на нашем базаре, сразу ответит правильно. Для того чтобы закрывать примеряющего одежду от взглядов проходящих. Вот так, место изменилось, а психология осталась та же. Может, сначала мы сами должны научилться продавать и покупать цивилизованно? Фото с сайта kazakhstanrevenuewatch.org

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи