Опубликовано: 4800

Около 5 тыс лет назад Наурыз называли Великим Днем улуса

Около 5 тыс лет назад Наурыз называли Великим Днем улуса

Наурыз - великий праздник обновления природы. По некоторым данным его отмечают около 5 тыс лет. В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса - народа или Великим днем улуса. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда - изобилие праздничных обычаев и атрибутов, передает корреспондент BNews.kz.

Значение слова «Наурыз»
Иначе Наурыз у казахов называют «Ұлыстың ұлы күні», что в переводе на русский означает «Великий день народа». Наурыз – словосочетание, корнями являются персидские слова «нау» - новый и «руз» - день.

Однако стоит обратить внимание на тот факт, что в коптском словаре (Египет) существует слово «нияру». Впоследствии, греки, по своему обычаю, изменили произношение иностранного слова, присоединив к корню «нияру» букву «с». Получился «ниярус». Наподобие «антони – антонис». Что интересно, коптское слово «нияру» переводится как «дни». И еще один интересный факт, связанный со словом «нияру». Нияру – название весеннего периода, а именно дней, соответствующих мартовским дням.

Интересен и тот факт, что по словам казахстанских ученных, в коптском языке существует и слово «ниярус», которое дословно переводится как «празднество благодатных дней». И согласно лингвистическим исследованиям египетских, а именно коптских ученых, прародителем персидского слова «науруз» является коптский корень «нияру».

Празднование Наурыза под различными названиями широко распространено во многих культурах Передней и Средней Азии, входивших ранее в зону влияния Персидской империи и персидской культуры. Вот неполный список вариантов названия этого праздника в разных языках: азерб. Novruz, перс. نوروز‎ — Now ruz, пушту نوورځ‎ — Naw wraz, курд. Newroz, тадж. Наврӯз, узб. Наврўз, Navroʻz, туркм. Новруз, Nowruz, каз. Наурыз, уйг. Норуз, кирг. Нооруз, тат. Нәүрүз / Näwrüz, тур. Nevruz, крымскотат. Navrez / Наврез, башк. Нәүрүз, чуваш. Нарăс. Также он отмечается под местными названиями на других языках.

История празднования Наурыз
Несмотря на то, что слово «науруз» в персидских источниках впервые появилось во втором веке до нашей эры, сам праздник отмечался уже во времена правления Ахеменидов (648-330 гг. до н.э.). Именно во времена династии Ахеменидов праздник весеннего равноденствия сложился как официальный праздник Зороастризма. В дни празднования Науруза наместники Персидской империи приносили дары своему правителю – шахиншаху.

В поэме «Шахнаме» начало празднования Наурыз связывается с началом царствования шаха Джамшида.

Существует поверие, что персидский царь Джамшид, достигнув территории нынешнего Азербайджана, повелел своим подданным установить на возвышенности трон из драгоценных камней, лицевая часть которого была обращена на восток. Когда трон был установлен, Джамшид воссел на него. На его голове красовалась корона, также унизанная драгоценными камнями. Солнце начало восходить. Его лучи осветили корону, которая озарила все вокруг ярким радужным сиянием. Люди, очарованные столь прекрасной картиной, воскликнули: «Шид! Шид!», что означало: «Это – новый день! Это – новый день!»

Так шах Джам стал царем «Джамшид»-ом. Это соответствует Малому Наурызу, то есть началу весны.

Большой Наурыз, то есть шестой день месяца Фарфардин – день, когда царь Джамшид, воссев на трон, созвал к себе всех подданных и приказал им совершить полное омовение тела и совершить земной поклон Создателю. Затем по его повелению этот день стал отмечаться каждый год.

В период между Малым и Большим Наурузами люди помогали нуждающимся, правители проводили амнистию заключенных и прощали провинившихся.

Однако, еще существует более древняя легенда о происхождении праздника Наурыз.
История самого древнего Нового года напрямую связана с нашими далекими предками – скифами. В 70-х годах VII века до н. э. скифы пришли в Ассиро-Вавилонию из степей Азии и 28 лет владычествовали там. Ассирийский царь Ассархаддон заключил со скифами союз и выдал свою дочь замуж за скифского принца Партатуа сына Ишпакая. Царь Ишпакай возглавлял в свое время поход скифов и киммерийцев в Малую Азию. Сменилось одно поколение скифских царей, и теперь уже сын Партатуа царь Мади, рожденный от ассирийской царевны, встал во главе скифов.

Весной на рубеже 595 и 594 годов, то есть перед самым древним Новым годом, мидийский царь Киаксар пригласил скифских вождей во главе с Мади на праздничный пир. Когда гости, утратив всякую осторожность, перепились и уснули, мидяне перебили их. Сами персы-мидяне восприняли это как величайшую победу, поскольку избавились от страшных врагов. Скифское войско, потеряв военачальников, бежало в свои степи.

С тех пор и празднуется в странах Ближнего Востока весенний праздник Сахеи или Науруз, совпадающий с днем весеннего равноденствия. Именно в этот день была одержана коварными персами победа над уснувшими сакскими вождями**. Традиция праздновать Новый год весной, со дня весеннего равноденствия, сохранилась в современной Индии. Счет лет в индийском календаре ведется с 78 года до н. э. и называется эта эпоха – эрой Саха. Это и есть праздник Сахеи, новогодний праздник скифкого народа.

Итак, исторические сведения об этом празднике встречаются в трудах многих античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году - Наврузу. Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики называли его «Гульгардон» или «Гульнавруз», татары – «Нардуган», а древним грекам он был известен как «Патрих», Корни праздника можно отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе форма празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к природе. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее время приобрел новый духовно-этический смысл.

По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта - днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март - Наурыз. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы, как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана. Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной.

В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса - народа или Великим днем улуса. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда - изобилие праздничных обычаев и атрибутов.

По мифологии в ночь с 21 на 22 марта землю обходит старик Кадыр. Садит дерево, посылает людям счастье, благоденствие. Под его взглядом земля становится плодовитой, и даже камни могут расплавиться, превратившись в живительную влагу.

По восточному преданию, в Наурыз мейрамы из-под земли возвращается полуденный дух, несущий исцеление слепым и немощным, мир - воюющим. Это время завершения зимовки и подготовки к летнему сезону. Все это и делало Наурыз большим народным праздником для кочевого казаха.

С приближением Наурыза аулы преображались. На юртах появлялись своеобразные флаги - символы племен. Мужчины расчищали родники, места стоянок, старики сажали деревья. Женщины вышивали яркие панно для украшения праздника. Готовясь к Новому году, люди постригались и ходили в баню, а на праздник одевали новые одежды, в зависимости от материальных возможностей.

Торжество начиналось с благословения старца: Этот день называется новым, великим, святым днем. Мы желаем, чтобы у всех всегда было много молока, чтобы ваши души всегда были открыты, а темные помыслы исчезли навсегда. Желаем в жизни светлого пути. Народу достаток желаем, все плохое пусть в землю уйдет.

Праздничный дастархан в этот день состоял из 7 предметов, каждый из которых имел символическое значение. В больших глиняных горшках взбивалось много масла. Кроме традиционного наурыз-коже к празднику настаивали специальный семидневный кумыс, который обладал целебным свойством, а мужчины, отведав такого напитка, долго не могли заснуть.

В этот день обязательно готовится наурыз-коже - ритуальное кушанье, состоящее из 7 компонентов: мясо, баранья голова, молоко, пшеница или рис, лук, соль, вода, и его принято есть досыта, чтобы год был сытым. Накануне торжества в знак достатка, обилия молока, урожая и дождя все емкости в юрте заполнялись молоком, айраном, кумысом, семенным зерном и ключевой водой.

В этот день устраивались традиционные игры и айтысы, которые устраивались между юношами и девушками. В игре "Белый буран" имитировалась борьба зимы и лета. Эта же тема звучала и в песенных состязаниях юношей и девушек.

Многочисленными были спортивные состязания: традиционные скачки, игры на лошадях, борьба казакша - курес и так далее. Для совсем юных - состязания в беге босиком. Считалось, что бегунам земля дарит свою тепло и силу. Огромные качели алтыбакан (аналог "зубра", который работает в столичном парке) привлекали в основном молодых. Основным ритуалом было угощение всех обрядовых блюдом. Повсюду слушались добрые слова, поздравления.

Очень важным и самым главным был обряд примирения. Те воины, которые раньше враждовали друг с другом, обменивались оружием и ели из одного казана. А на следующей день опять начинали воевать, теперь уже с оружием врага - такова природа человека. Праздник длился целый день и продолжался ночью. А с рассветом все шли к ближайшей возвышенности встречать приход солнца

Наурыз в наши дни.
История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен (1926 г.) Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный резонанс. Официальное признание Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны – «Наурыз мейрамы». Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем – «Наурыз мейрамы». С этого времени началось широкое празднование «Наурыз мейрамы» по всей республике.

30 сентября 2009 года ЮНЕСКО включил Наурыз в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Поэтому в наши дни Наурыз отмечается как международный день.

Генеральная Ассамблея ООН также признала 21 марта как Международный день Наурыз.

Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Хотя Наурыз в разных странах, в связи с национальными особенностями, проводится по-разному, всем им присуща одна общая черта. Это – ритуал приготовления особой пищи, которая состоит из семи элементов, преимущественно из растительных продуктов. При этом эти продукты должны различаться. Также прослеживается различие и в названии этой пищи. Так, если узбеки эту пищу называют «сумаляк», то казахи – «наурыз коже». Но празднование Наурыз - это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.

В наши дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи