Опубликовано: 1700

Общество неизбалованных потребителей

Общество неизбалованных потребителей

У каждого народа есть свои обычаи и традиционные способы встречи и празднования Нового года. Однако почти во всех странах люди одинаково ждут предновогодние дни в надежде на грандиозные скидки по случаю праздника.

На каких алматинских витринах красуется пробуждающее фантазию слово "sale" и насколько оно соответствует своему значению - выяснял в канун Года Быка корреспондент "Караван.kz". Распродажи по-американски По традиции, рождественские распродажи в США начинаются сразу после Дня благодарения, то есть в последний ноябрьский четверг. В Америке даже появилось особенное понятие "черная пятница", - оно означает открытие бутиков в пять утра, и предполагает просто огромные скидки. Мой знакомый алматинец, проживший в Америке 13 лет, рассказывал, как в канун каждого Нового года наблюдал одинаковую картину: толпы спящих людей у магазинов, которые ночевали на улице лишь бы первыми попасть в бутик и скупить все, что увидят по дешевке… Некоторое время назад новостью дня на всех интернет-сайтах и телеканалах стало печальное событие, связанное именно с американскими праздничными распродажами. В одном универмаге на Лонг-Айленде толпа так ринулась к "кормушке", что затоптала рабочего, открывшего двери магазина. В давке еще несколько покупателей получили травмы. По данным американских СМИ тогда не менее 200 человек прошлись по продавцу… К счастью, в южной столице РК такой трагедии никогда не произойдет. На то нет причин. Товары в наших бутиках очень часто продают по настолько завышенным ценам, что даже со скидками они включают в себя и себестоимость, и накрученный сверху процент. Комментирует эксперт по продажам: "У нашего рынка розничной торговли есть особенности. Изначально было так, что спрос преобладал над предложением. Это было связано с постоянным бурным ростом экономики страны в целом, и ростом доходов населения. В итоге товар, даже по баснословной цене все равно находил своего потребителя. Также наш рынок розничной торговли держится на далеких от производителей дистрибьюторах, которые прежде (при благоприятной экономической ситуации в Казахстане) особо не интересовались ценовой политикой своих представителей". Время покупать? Если ваш девиз сегодня: "Гулять по магазинам, пока не свалишься", а вопреки пресловутому кризису есть огромное желание и возможность потратить кучу денег, все- таки не спешите. Для начала зададим примерный курс: посуду можно приобрести со скидкой 20-60 процентов в бутике "Boheme". На коллекцию от "Calvin Klein Jeans" также - минус 20%. Джинсы и трикотаж от "Gas" распродаются со скидкой в 30 процентов. Теплый пуховик и спортивную экипировку можно купить "Finn Flare" - за вычетом до 30 процентов стоимости. Детскую одежду и игрушки предлагают казахстанцам в сети магазинов "Mothercare" с минус 15 процентов на коллекцию осень-зима. Маркетологи нам сообщили, что в этой сети всегда устраивается пошаговая распродажа и вскоре вместо скидки в 15 процентов, уже будет 30. На спортивную одежду от "Playlife" также скидка на 30 процентов. На одежду для модных девушек от российского юного дизайнера Киры Пластининой скидки до 50 процентов (на прошлую коллекцию) и т.д. Словом, сейчас расходится все: от шоколада и шампанского до соковыжималок и блинниц, от одежды до мебели. На конец декабря приходится пик продаж по многим категориям товаров. Для ретейлеров предновогодний потребительский бум - это возможность отыграться за предыдущие неудачи, сбыть залежавшийся товар и привлечь новых клиентов. Однако, пройдясь по магазинам, я выяснила, что цены на товары, которые продаются даже с 30-50 процентной скидкой - далеко не низкие. Вот, к примеру, в Мегацентре в одном из отделов увидела манящую надпись "распродажа. Минус 30" и "купилась". Зашла. Обнаружила, что цены на довольно простенькие шелковые платья с так называемой скидкой составляют от… 45 до 65 тысяч тенге. Имея привычку одеваться за рубежом, было особенно тяжело разглядывать цифры на ценниках. К примеру, в израильской "Заре" я прикупила комплект из блузки и брюк (абсолютно новая коллекция) за 90 долларов, а сапоги за 40 баксов. В нашей же "Заре" обувь стоит от 300 до 500 долларов... А в Германии на 60 евро я набрала ни много ни мало - три пары кожаной обуви, без всяких распродаж… У нас же сейчас - это цена шелковых тапочек с пушком в одном из модных бутиков. Как, к примеру, топик от той же мало пока где известной Киры Пластининой, сделанный в Китае (!), может продаваться за 60 долларов, когда в Китае топы и футболки, сшитые по лицензии от всевозможных мировых брендов стоят от силы по 10 баксов за штуку. Получается, что торговцы алматинской розницы, для которых предновогодний месяц это возможность сделать полторы-две ежемесячные выручки, заманивают покупателей всевозможными скидками и подарками, а на самом деле продолжают горожан буквально грабить. Удивили меня еще в нескольких бутиках. Продавцы откровенно заявляли, что скидки до наступления нового года ждать в их бутиках бесполезно. Мол, сейчас все покупают подарки, так что зачем цены снижать, а вот в январе - дело другое. Скидки запланированы, поскольку на рынке наступит затишье… По мнению маркетологов, отсутствие реальных предновогодних распродаж - показатель низкого профессионализма продавцов в Казахстане. В развитых странах работе со "стоками" (остатками) уделяют большое внимание и следят, чтобы они не скапливались. В частности, быстрый товарооборот уменьшает расходы на логистику и складирование. В Европе они составляют в среднем 2 процента себестоимости товара, в Казахстане - с учетом особенностей региональной логистики - эта цифра может достигать 5-10. Но главная причина отсутствия массового снижения цен - низкий уровень конкуренции в области ретейла. Именно это и не дает полноценно развиваться торговле со скидками. В большинстве европейских стран до 90% всего розничного рынка контролируют 3-4 сети, и они напряженно между собой конкурируют. В Восточной Европе этот показатель - 50%, в России - 30%. Ключевой фактор конкурентоспособности розничной сети - цена. Есть товарные группы, где цена очень сильно влияет на уровень спроса. Поэтому сети, чтобы привлечь потребителя, снижают цены, вплоть до того, что могут работать себе в убыток. Они зарабатывают за счет того, что потребитель, приходя в магазин, покупает не только товар, на который сделана скидка, но и другую продукцию, представленную в магазине. Продавец, таким образом, выигрывает за счет прочих товарных групп. А казахстанцам остается ждать начала нового года, когда по обещаниям продавцов в крупных торговых центрах и дорогих бутиках Алматы на самом деле начнутся тотальные распродажи, а надписи на витринах перестанут быть обыкновенным рекламным трюком. Фото с сайта http://www.ogoniok.com

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи