Опубликовано: 1100

Образование: тот прав, у кого больше прав?

Образование: тот прав, у кого больше прав?

Сегодня в нашей стране все чаще предпринимаются попытки приблизить образование к высоким международным стандартам, в частности, разрабатывается концепция общего среднего образования с 12-летним сроком обучения, принята государственная программа "Образование" и прочее. Но все это происходит больше теоретически, поскольку требует солидных финансовых вливаний, а их, похоже, не предвидится... Судя по представленному проекту Закона РК "О

республиканском бюджете на 2002 год" идет снижение финансирования образования по сравнению с 2001 годом на 0,1 процента. Как сказал один сатирик, "деньги, конечно же, грязь, но лечебная"… А еще это стабильность, уверенность и независимость. То, что нашим учителям пока и не снится. В мае 1992 года впервые в истории независимого Казахстана случилось беспрецедентное событие - работники образования вышли на забастовку. Это ж, до какой жизни нужно было довести, чтобы наши терпеливые учителя были вынуждены отменить уроки, дабы заявить о своих правах? Основным требованием митингующих было изменение экономического положения педагогов. Как это ни странно, но правительство выполнило требования учителей: был увеличен размер оплаты и снижена учебная нагрузка. С тех пор минуло более 9 лет и, видимо, государство ждет очередного "напоминания" о том, что учителя - это тоже люди, которые имеют право получать достойную зарплату, быть востребованными и защищенными законами. Хотя министр образования и науки, видимо, так не считает. На съезде учителей, который проходил в этом году в Алматы, он опрометчиво заявил: "Не говорите мне про низкую зарплату учителей. Сейчас есть более актуальные вопросы. Например, ситуация с высшим образованием". Согласны. Но ведь и в вузах работают преподаватели, проблемы которых не многим отличаются от проблем учителей среднего звена. И уж, поверьте, их накопилось столько, что отмахиваться от них как от назойливой мухи, по меньшей мере, не корректно, а по большому счету - небезопасно. Ситуация, которая сложилась в системе образования, уже давно признана кризисной. Учителя в школах, чтобы свести концы с концами, вынуждены работать на две ставки, брать классное руководство, в свободное от работы время еще и заниматься репетиторством. Две смены по шесть уроков... Может ли при этом идти речь о полноценном педагогическом процессе? Учитель в школе - это "и печник, и плотник, и на мышей охотник". Уборка территории, сборы денег на ремонт и прочие нужды, распространение билетов и многое, многое другое из чего состоит "педагогический" процесс учителя. Кто-то не поленился и подсчитал, что среднестатистический учитель со ставочной нагрузкой в средней школе более 500 часов в полугодии тратит на канцелярскую работу, 50 часов - на классные часы, 100 часов - на внеклассную работу. Смеем заметить, все это бесплатно! Сельская школа - это отдельный разговор. Прошли те времена, когда педагог был "первым человеком на деревне". Сегодня сельские учителя ущемлены практически во всем: не обеспечиваются жильем, не имеют никаких социальных льгот, годами не получают 25-ти процентную надбавку за проживание в сельской местности и т.д. Словом, очень много обязанностей и мало прав. А есть ли они вообще? В 1966 году бывший Союз подписал международный договор по правам учителей. В каждой школе есть свой устав, где наряду с требованиями говорится и о правах, есть подобное и в Законе "Об образовании". Права есть, но знают ли педагоги об их существовании? Все ли принципиальные моменты отражены в этих документах? И способны ли эти пункты реально защитить педагогов? Многие были свидетелями недавней практически годовой борьбы, которую вели профсоюзы образования разных уровней за отмену дискриминационного постановления Правительства, которым предусматривалась отмена более 30 ранее действовавших доплат и надбавок, что вызвало понижение зарплаты на 20-30 процентов. Надо сказать, что профсоюзы вышли из этого поединка с честью, злополучный документ был отменен. Но, к сожалению, не у каждой истории бывает хэппи-энд. С большой проблемой столкнулись профсоюзы образования, пытаясь защитить социальные и трудовые права педагогов после введения в январе 2000 года Закона "О труде в Республике Казахстан". По мнению большинства, этот закон был сориентирован на приоритетность прав работодателя. Разработчики закона преследуя благую, казалось бы, идею равных возможностей на рынке труда отменили ранее существовавшие якобы неоправданные льготы для некоторых категорий трудящихся, в число которых попали и женщины. А если учесть, что педагогика - это "женская обитель", 70 процентов в этой сфере - представители "слабой половины", то можно понять, как это нововведение повлияло на их социальный статус. Государство переложило предоставление социальных гарантий - выплата пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, бесплатное медицинское обследование и т.д. - на плечи работодателя. И сегодня многие женщины получают пособие по беременности и родам тогда, когда их чадо уже идет в детский сад. Приняв Закон "О труде" работодателям "развязали руки" предоставив право заключения индивидуальных контрактов. Казалось бы, хорошая практика,утвердившаяся в мире, однако,здесь не учтен человеческий фактор... Недобросовестные работодатели, а такие встречаются, пользуются правами найма и заключают краткосрочные трудовые договоры, а ведь школа предполагает непрерывный процесс образования. Кроме того, уменьшают продолжительность отпусков, на свое усмотрение определяют льготы, расторгают трудовой договор при сокращении штатов. Наемный работник вынужден соглашаться с заведомо невыгодными для него условиями труда, поскольку сегодня лучше быть с небольшой зарплатой, нежели пополнить ряды безработных или очутиться на оптовом рынке. Не так давно было проведено заседание исполкома Генерального Совета Федерации профсоюзов Казахстана, где были представлены и утверждены предложения по изменению 50 (!) статей Закона "О труде в Республике Казахстан". Хотелось бы сказать и еще об одной проблеме, касающейся статуса педагога. В последнее время заговорили о том, что учитель нуждается не только в социальной защите, но и в защите от... морального и физического насилия со стороны учеников и их родителей. Реформы в образовании способствовали появлению частных учебных заведений. Некоторая часть населения материально оказалось готовой к появлению таких школ. А вот морально... Зачастую учитель вынужден терпеть фамильярность, неоправданные требования либо откровенное издевательство, поскольку стереотип - "кто платит, тот заказывает музыку" весьма прочно укрепился в общественном сознании. По большому счету, учителя защищать некому. Администрация школы в некоторой степени тоже зависима, в учебных заведениях, как правило, нет юристов, нет судов профессиональной чести. А выносить сор из избы, рискуя высокооплачиваемой работой, если это частная школа, вряд ли кто-то захочет. Некоторые учителя предлагают в школах заключать индивидуальные договоры, где бы четко были оговорены подобные этические моменты.

[X]