Опубликовано: 885

Новый Ирак и новые угрозы

Новый Ирак и новые угрозы

Прошло уже больше недели после теракта в багдадском отеле "Канал", однако, несмотря на проводимое тщательное расследование, все еще открытыми остались вопросы об организаторах и мотивах преступления.

В четверг, 21-го малоизвестная группировка "Вооруженные авангарды второй армии Мохаммеда" взяла на себя ответственность за случившееся. Тем не менее, данное заявление многими не было воспринято всерьез. К настоящему времени выдвинуто достаточно много версий. Предполагается, что нападение могли совершить либо иностранные террористы, либо сторонники Саддама Хусейна. Американские представители в Ираке считают, что эта акция стала результатом объединенных усилий и тех и других. СМИ распространяют мнения экспертов, которые заявляют, что список потенциальных обвиняемых может быть весьма длинным: среди подозреваемых называют суннитское меньшинство, потерявшее вследствие смены режима свои привилегии, шиитов, недовольных политикой оккупантов, профессиональных террористов из рядов исламских радикальных организаций и непрофессионалов из среды местных жителей. Не исключается, что теракт помогли устроить охранники гостиницы "Канал", которые ранее работали в иракских спецслужбах и до начала войны информировали правительство Саддама Хусейна о деятельности ООН. Параллельно продолжает распространяться информация о проникновении в страну иностранных боевиков, которые поселяются преимущественно в так называемом "суннитском треугольнике", образуемом территорией между Багдадом, Мосулом и Тикритом (Багдад - Рамади - Тикрит) - например, еще в середине августа появились данные, что за последние несколько месяцев в Ирак проникло около трех тысяч подданных Саудовской Аравии. Некоторые специалисты подчеркивают, что термин "суннитский треугольник" кроме географического смысла начинает приобретать значение и как определение диверсионно-террористической деятельности трех сил, "объявивших войну американцам". В их число входят "боевики-исламисты из других арабских стран, многие из которых, как считается, связаны с "Аль-Каидой"; часть среднего звена партии Баас и сотрудники саддамовских спецслужб; бывшие военнослужащие элитной Республиканской гвардии". Глава Центрального командования вооруженными силами США Джон Абизейд отметил, что терроризм становится главной угрозой в Ираке, подкрепляя эту мысль информацией об активизации в Ираке деятельности экстремистской группировки "Ансар аль-Ислам", которую некоторые представители американских властей называют основным подозреваемым в организации теракта в Багдаде. В этих условиях, разумеется, все более жесткие формы приобретает развернувшаяся дискуссия об ответственности оккупирующей стороны за поддержание безопасности в стране. Оппоненты из числа противников американо-британской оккупации ссылаются на положения резолюции №1483 СБ ООН, где за США и Великобританией прописаны "обязанности и обязательства как оккупирующих держав в соответствии с применимыми нормами международного права", в числе которых есть и четкие требования по обеспечению безопасности и порядка. Американские и британские представители настаивают на том, что за безопасность своей миссии должна отвечать сама ООН, тем более что организация ранее якобы отказалась от американо-британской охраны. В свою очередь, на пресс-конференции в Нью-Йорке, Кофи Аннан довольно жестко заявил: "Во-первых, я удивлен тем, что мы могли отвергнуть такое предложение. Во-вторых, такие решения не должны быть оставлены на усмотрение тех, кого надо защищать. Те, кто сделал такое предложение, не должны были позволить отклонить его". Ситуация стала еще более запутываться после того, как иракская сторона начала делиться своими эксклюзивными сведениями по теракту. Член Временного управления совета Ирака и лидер партии "Иракский национальный конгресс" Ахмед Челаби, например, на днях сказал, что американское военное командование было заранее предупреждено о возможности подрыва миссии ООН в Багдаде. Согласно его информации, 14 августа имела место секретная встреча сторонников свергнутого режима и исламских боевиков, на которой обсуждались возможности проведения террористических акций в отношении "легких целей" при использовании заминированных грузовых автомобилей. Среди таких объектов назывались штаб-квартира одной из иракских партий и миссия ООН. Как утверждает Челаби, эти сведения были переданы американцам. Последние, конечно, это заявление не подтверждают. Как бы то ни было, вопрос о халатности руководства оккупационных сил и ООН, вследствие которой появились реальные возможности для осуществления теракта - является лишь частью возникшей проблемы. Ее сложность заключается в том, что в результате нападения на миссию организации дополнительные аргументы в переговорном процессе получили как сторонники американо-британской коалиции, так и ее противники: от умеренных до радикальных. На прошлой неделе в "The New York Times" было отмечено: "Взрыв засвидетельствовал появление у антиамериканских сил новой стратегии, преследующей цель показать США неспособными гарантировать общественный порядок, а также спугнуть международные организации, чтобы они перестали оказывать помощь в Ираке. Если иракцы будут постоянно жить в страхе и не будут убеждены, что их жизнь улучшается, то будет расти и их ненависть к США. Кроме того, нанося удар по ООН, террористы ставят в крайне сложное положение тех, в том числе в ООН, кто был против войны и оккупации. Тем самым они значительно упрощают Джорджу Бушу задачу убедить европейские и арабские страны в том, что они должны внести свой вклад в восстановление Ирака". С другой стороны, официальные лица России, Франции, Германии и прочих "неприсоединившихся" стран, подчеркивают, что вопросы безопасности, которые являются в Ираке приоритетными, "не могут решаться вне широкого контекста политического урегулирования ситуации в стране", что предполагает "необходимость дальнейшего существенного повышения роли ООН в иракских делах". По мнению, представителей этих государств, мандат миссии ООН, учреждение которой оговаривается в принятой 14 августа резолюции СБ №1500, "должен быть наполнен реальным содержанием". Иными словами, миссия должна иметь конкретные полномочия для непосредственного участия в формировании переходного правительства, подготовке и проведении конституционных реформ, организации выборов международно-признанного правительства. По вопросу международного военного присутствия позиции этих стран очень близки. Как отметил в понедельник российский министр иностранных дел Игорь Иванов: "Иракскому народу должен быть предложен ясный план восстановления суверенитета Ирака в максимально сжатые сроки. В рамках такого всеобъемлющего плана было бы оправданно рассматривать и статус международного военного присутствия в Ираке для решения вопросов безопасности, в том числе международных представительств, и создания благоприятных условий для восстановительных процессов в Ираке и реализации права иракского народа самостоятельно определять будущее своей страны". Свое мнение по этому вопросу выразило и руководство Казахстана: в телеграмме президента Н. Назарбаева на имя Кофи Аннана говорится, что "эта трагедия указывает на необходимость принятия согласованных мер по борьбе с терроризмом". Багдадский теракт рассматривается многими специалистами как проявление новой тактики "внутреннего антиамериканского сопротивления" в Ираке. По их убеждению, атаки на различные важные объекты (особенно обеспечивающие жизнедеятельность в крупных городах), имеют цель "обратить страну в хаос", при этом взрыв штаб-квартиры ООН стал свежим проявлением такой тактики. Казахстанский же МИД придерживается несколько иной точки зрения, хотя, в то же время, его позицию можно назвать предельно компромиссной. Министр К. Токаев в своем недавнем заявлении с одной стороны подчеркнул, что "эта варварская акция направлена прежде всего против ООН, которая предпринимает активные усилия с целью послевоенного восстановления Ирака и оказания содействия иракскому народу в преодолении тяжелых последствий войны". С другой - отметил, что "Казахстан решительно поддерживает центральную роль ООН в реконструкции Ирака и стабилизации ситуации в этой стране". Как было уже отмечено выше, организаторы и исполнители теракта в Багдаде, кто бы они ни были, своими действиями заметно активизировали процесс переговоров. Позавчера заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж, сетуя на то, что проект резолюции, "подготовленной Вашингтоном и предусматривающий отправку в Ирак военнослужащих из различных стран", встречает серьезное сопротивление со стороны других стран-членов СБ ООН, выразил уверенность в том, что "недавний теракт в Багдаде должен ускорить процесс принятия данной резолюции". Кроме того, во вторник Совет Безопасности принял резолюцию о защите сотрудников ООН и международных гуманитарных организаций. Документ, подготовленный Россией, Францией, Германией, Болгарией, Мексикой и Сирией еще в апреле 2003 года, был единогласно принят на следующий день после внесения на обсуждение (до этого, на протяжении нескольких месяцев главными критиками текста резолюции были американцы). На этой неделе стало известно, что число американских военнослужащих, погибших в Ираке после официального окончания широкомасштабных военных действий, превысило число солдат, погибших во время непосредственного вторжения в эту страну. В этой ситуации уже сам факт отправки странами бывшего Союза своих миротворческих сил в Ирак должен приобрести определенную ценность для американцев, хотя бы как выражение посильной моральной поддержки. Впрочем, некоторые российские издания усомнились в бескорыстности подобных миротворческих инициатив - "Независимая газета", например, свою статью на данную тему озаглавила так: "Страны СНГ конкурируют в Ираке за благосклонность Вашингтона". Казахстан, как известно, начал отправку своих 27 специалистов 19 августа - в день, когда произошел теракт, что стало весьма символичным совпадением. Накануне отправки казахстанского контингента, в республику с двухдневным визитом прибыл председатель комитета сената США по международным делам Ричард Лугар. По официальной информации, главной целью визита стало "обсуждение на правительственном уровне ряда вопросов, касающихся нераспространения ядерного оружия и контроля над вооружениями". Интересно, что за день до вылета в Москву, где он побывал до своего посещения Казахстана, Лугар, которого считают личным другом Дж. Буша, выступая по телевидению, заявил, что война в Ираке все еще не выиграна, и для того, чтобы одержать в ней победу, Соединенным Штатам необходимо добиться помощи от других стран (в том числе и финансовой), с этой целью важно развивать сотрудничество с ООН, поскольку, по его словам, "резолюция ООН придаст нам в этом большую легитимность". Кстати, в конце июня этого года Лугар возглавил делегацию американских политиков, направленных в Ирак для проведения встреч с иракскими политическими лидерами, а также представителями временной иракской администрации, а еще в феврале стал одной из ключевых фигур при обсуждении плана иракской оккупации в Сенате. Примечательно, что одним из главных пунктов в его многочисленных выступлениях по данному плану был вопрос о будущем иракской нефти. Еще одним символичным совпадением стало награждение Р. Лугара и его бывшего коллеги С. Нанна орденом "Достык" 1-ой степени. В президентском указе говорится, что американцы награждены "за значительный вклад в обеспечение международной безопасности и развитие казахстанско-американского сотрудничества по нераспространению оружия массового поражения". Награда, как говорится, нашла героев, причем вполне вовремя.
Загрузка...

[X]