Опубликовано: 815

Новые задачи "старого" кабмина

Новые задачи "старого" кабмина

Главное ожидаемое событие последних дней состоялось. Несмотря на ожидания и различные прогнозы экспертов и политологов, Н. Назарбаев предпочел почти полностью сохранить свою прежнюю правительственную "команду", во главе с Даниалом Ахметовым.

Все руководители президентской администрации тоже остались на своих местах. Решение главы государства вполне предсказуемо. На фоне таких значительных позитивных изменений в экономике, отчасти - в социальной сфере, с учетом убедительной победы Президента на выборах, вполне логичным выглядит решение оставить правительство почти в прежнем составе. В аналогичную ситуацию попала и администрация Президента, главой которой вновь назначен А. Джаксыбеков. Если в стране все идет хорошо - зачем менять команду, доказавшую эффективность своей работы? На этом фоне многие претензии к работе министерств и министров со стороны тех же парламентариев, как, например, к министру труда и социальной защиты Г. Карагусовой, или к министру здравоохранения Е. Досаеву, или к работе Министерства экономики и бюджетного планирования, отступили на задний план. Но следует учесть, что в эти же дни Президент обнародовал свою программу экономического и социального развития страны на ближайшие годы, обозначил в ней новые цели и приоритеты. Известно, что в РК, несмотря на динамичный экономический рост, наблюдается невысокая эффективность реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ. Пример - программа "Аул", на которую были затрачены огромные средства, но полностью добиться поставленных целей с ее помощью не удалось. Продолжается неконтролируемая миграция сельских жителей в города, что вызывает рост социальной напряженности в городах и маргинализацию значительных слоев населения. Не решены и многие проблемы промышленности. В своем выступлении перед парламентариями Н. Назарбаев поставил вопрос об активном участии правительства в формировании нескольких крупных региональных холдингов, сочетающих общественные интересы и прибыльную деятельность. "Мы не можем себе позволить "списать" работающие нерентабельные предприятия - сказал Президент. - Но и финансировать их "ради принципа" - это расточительство". С учетом этих обстоятельств, сегодня насущнейшей задачей становится глобальная "санация" многих казахстанских предприятий, может быть - участие государства в их внешнем управлении и даже выкуп их у прежних собственников, с тем, чтобы в рамках сети социально- предпринимательских корпораций на их базе возникли новые индустрии и новые технологии, необходимые рынку. Следует также учесть, что в июне этого года должна быть принята программа модернизации нашей страны. Хотя формально речь идет о политической модернизации, многие политологи считают, что фактически будут меняться исключительно управленческие аспекты. Мы видим, что нынешний политический режим, существующий продолжительное время, с высокой концентрацией власти в руках главы государства - все больше сталкивается с проблемами эффективного управления. Раньше концентрация власти служила важным и абсолютно необходимым инструментом развития нашего общества. Нужно было быстро, порой в "форс-мажорных" обстоятельствах принимать необходимые законы, срочно создавать рыночную инфраструктуру, первичные "ячейки", прообразы институтов гражданского общества и многое другое, что необходимо в эпоху перехода от тоталитарной модели общества к рыночной. Но следствием этой модели постепенно стала чрезмерная концентрация властных полномочий уже и в рамках отдельных хозяйствующих и политических субъектов. Это все больше оказывает сдерживающее влияние на развитие всех сфер экономической и общественной жизни страны. Тем самым, на втором этапе, обозначенном в послании Президента как политическая модернизация страны, необходимо будет внести серьезные коррективы в реализацию административной реформы. Нынешняя административная реформа не вполне адекватно отвечает задачам страны на сегодняшнем этапе. Она сохраняет "вертикальную" соподчиненность вновь образованных структур в рамках того или иного министерства или ведомства. А нормальный вариант проведения административной реформы предполагает косвенную соподчиненность, т.е. - четкое разделение функций и ответственность за их выполнение. Также требует серьезной модернизации структура управленческой "вертикали" власти. В развитой и эффективной рыночной экономике действуют апробированные институты местного самоуправления, которые представляют собой единую систему органов управления. Деньги для функционирования выделяет государство, бюджет, объем и пределы полномочий и функций для них определяет оно же. Создание такой единой системы местного самоуправления, очевидно, может столкнуться с необходимостью глубоких структурных изменений в правительстве, во всей системе государственного управления. Реализация положений, выдвинутых Президентом, требует глубокого осмысления и новых подходов. Сейчас это осмысление идет и, возможно, правительство оставлено до поры до времени в таком составе именно потому, что программа конкретных действий в этом направлении только формируется. Многие политологи высказывают сейчас мнение, что правительство, в его нынешней структуре и составе, будет работать недолго. И такие предположения имеют под собой определенную объективную основу. Не решено главное противоречие: в Казахстане бурно развивается рыночная экономика, но ей сопутствует устаревшая система управления, в которой отчетливо проявляются все "плюсы" и "минусы" советской управленческой системы. Задачи, стоящие перед современным Казахстаном, требуют совсем другого подхода. Одно только создание тех же холдингов потребует перестройки как всей системы взаимоотношений как между бизнесом и государством, так и внутри финансово-промышленных групп. Коснется это и ведущего экономического сектора страны - недаром изменения в составе правительства произошли именно здесь. Назначение нового министра энергетики и минеральных ресурсов, перемещение на новый пост В. Школьника - все это начальные элементы решения задачи, поставленной Президентом: создать условия "опережающего развития отраслей с высокой степенью добавленной стоимости, непосредственно связанных с нефтегазовым комплексом". В логике перемещений налицо явная преемственность. Ведомство В. Школьника возглавил его первый заместитель. Сам В. Школьник имеет заслуженную репутацию весьма эффективного, современного управленца, он сумел решить многие важные вопросы энергетической отрасли, у него высокий международный авторитет. Он добился хорошей работы Министерства энергетики, его дело теперь могут продолжать ближайшие сотрудники. Теперь новой задачей г-на Школьника станет, очевидно, улучшение работы Министерства экономики. Общеизвестно, что сегодня немало трудностей с реализацией индустриально - инновационной программы. Она осуществляется уже довольно давно, но решительных, реальных изменений пока нет. Казахстан по-прежнему продолжает оставаться страной преимущественно сырьевой, а не перерабатывающей. Скорее всего именно это неопределенное, "подвешенное" состояние индустриально-инновационной программы сегодня обусловило и приход в Минэкономики В. Школьника. Тем более, что сейчас оба ведущих министерства должны будут работать в теснейшем "тандеме" - по-иному намеченных целей просто не достигнуть. Увеличатся возможности для инвесторов вкладывать свои средства в эффективные экономические проекты, связанные с несырьевыми отраслями. Поэтому каких-то решительных перемен инвесторам ожидать не следует, тем более, что это ключевая сфера для Казахстана и сохранение инвестиционной привлекательности, прежних договоренностей для правительства является основополагающим фактором. Если говорить о стратегических приоритетах в деятельности правительства, то они, очевидно, будут отданы ускоренной реализации индустриально-инновационной стратегии, сохранению прежнего курса в сфере энергетики, добычи и экспорта углеводородов. Одним из таких важнейших моментов должно стать село, аграрный сектор, в котором сосредоточено еще немало острейших проблем. Сельчане, в отличие от горожан, сегодня - самая неадаптированная к рынку категория населения. Мы видим как продолжается хаотическое перемещение сельского населения, что порождает большие экономические и социальные проблемы. Некоторые казахстанские политологи, например, Сабит Жунусов, считают, что сегодня проблема стабильности государства в огромной части будет зависеть от эффективного решения проблем села. Программа "Аул" завершилась, но теперь требуются дальнейшие программы для продолжения государственной политики в этом направлении. Большое внимание правительство будет уделять вопросам формирования и контроля цен на услуги ЖКХ, на энергоносители, за деятельностью монополистов. Важным этапом на этом пути должно стать создание государственного холдинга, который необходим для увязки и гармонизации интересов всех национальных компаний и других крупных участников рынка. Поручение создать его Президент дал правительству еще год назад, но дело с места не движется. Объясняется это тем, что создание такого "сверхминистерства" - весьма сложный, и даже, зачастую, болезненный процесс. Ведь здесь затрагиваются отношения собственности, распределения полномочий, управления активами, специфических интересов разных национальных компаний и т.д. Так же непросто сегодня решается вопрос с непрофильными предприятиями нацкомпаний. Только административным путем эти вопросы не решить, нужно гибкое, разумное сочетание административных методов с рыночными. Да и быстрое, форсированное создание такого холдинга, как считают многие, создало бы ненужное напряжение в рядах бизнес-элиты, финансово-промышленных групп. Сейчас, когда прошли выборы Президента, есть стабильность, определен курс, по которому будет двигаться экономика - наступило время для конкретной реализации идеи холдинга. Немаловажно и то, что в рамках новых задач, обозначенных Президентов, этот холдинг органически "вписывается", как важнейший элемент, в общую структуру нового аппарата управления. В ней он смотрится не изолированным, хотя и важным, субъектом рынка, а как часть целостной, концептуальной новой системы. Поэтому, судя по всему, создание такого холдинга - задача ближайшего времени. Президент вновь выдвинул очень амбициозную задачу: в ближайшие десятилетия войти в число 50-ти самых развитых стран мира. Кстати, скептиков и маловеров в отношении новой инициативы и в стране, и за рубежом, сильно поубавилось. Глава Казахстана доказал, что он ставит только те цели, которые можно достичь. Сколько было скептиков по части возможности удвоения ВВП? А сегодня ставится цель - утроить этот показатель. И реальные цифры экономического роста свидетельствуют, что она успешно может быть выполнена. У Казахстана по этой части немало преимуществ. Экономика у нас, хотя и сырьевая, но диверсифицированная - есть не только нефть и газ, но и зерно, металлы, есть огромный сырьевой и интеллектуальный задел для развития современной перерабатывающей промышленности. Если, к тому же, последовательно реализовывать индустриально-инновационную программу, программу развития кластеров, решать проблемы села и всего агрокомплекса, реформировать систему управления - задача, поставленная Президентом, будет решена.
Загрузка...

[X]