Опубликовано: 1600

Новости из вторых рук

Новости из вторых рук

В последнее время, реальная жизнь Казахстана стала намного лучше освещаться в Интернет-СМИ.

Если раньше основную часть новостных лент официальных сайтов занимали репортажи о поездках главы государства и отчеты об экономических достижениях, а о негативных явлениях в обществе мы узнавали только через "оппозиционные" сайты, то сегодня последние даже неинтересно читать. Настолько сильно они по актуальности информации и насущности описываемых проблем отстают от официальных источников. К примеру, когда практически все казахстанские издания максимально жестко критиковали коррупцию в медицине, та же знаменитая "Евразия" обошла тему стороной, продолжая мусолить бородатые скандальчики. Многие казахстанские информационные порталы сумели стать полноценными СМИ, какие, по моему мнению, нужны в Казнете. Но, при этом упустили из внимания одну техническую деталь, находясь во власти заблуждения, что казахстанские сайты создаются исключительно для казахстанцев. Когда мы, более пяти лет назад, только начинали создавать информационный портал chimkent.kz, мыслей о том, что основными его посетителями его окажутся наши бывшие соотечественники, ныне проживающие в других странах, ни у кого не возникало. Мы делали электронный ресурс прежде всего для шымкентцев. В результате, при посещаемости портала до 2,5 тыс. человек в сутки, шымкентцев за тот же период "заходило" всего около …двух сотен. И тех больше интересовала система просмотра распечаток телефонных переговоров, чем другие разделы портала. Иностранцев же, привлекали лента новостей, фотогалерея города и даже видеоролики с записями новостных выпусков местного телеканала. Последних скачивали до нескольких десятков в сутки, и потом еще и комментировали на форуме. После для меня стало очевидно, что иначе быть не могло. Ведь нашим людям более привычно почитать газетку или посмотреть телевизор, а виды улиц родного города не вызывают у них чувства ностальгии. Сейчас уже и у нас появилось поколение Интернета, то есть люди, которые не смотрят местные телеканалы и не читают газет, а все новости узнают исключительно из Интернета. Но, все равно, у них есть альтернатива, хотя бы просто выглянуть в окно. У иностранцев ее нет, разве что спутниковые каналы, на которые еще настроиться надо. Так что если они хотят узнать что-то о Казахстане, обычно ищут в Интернете. В ближайшее время можно прогнозировать всплеск интереса к казахстанским сайтам инициированный скандальным фильмом "Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана", ставшего лидером американского проката, собрав 26,4 миллиона долларов в прошедшие выходные. Часть зрителей однозначно захотят проверить, правду ли рассказывает Борат о "совершенно неизвестном для американцев и большинства европейцев мире, где, действительно, может происходить все что угодно". В поисках правды Представив себе, как бы мог действовать вдумчивый американский зритель, решивший докопаться до истины, я решил найти реальную информацию о Казахстане с помощью популярных англоязычных поисковиков: Google, AltaVista и Yahoo. И заметил, что упомянутое выше заблуждение по большей части, живо. Вот результаты поиска на Google по запросу "Kazakhstan": на первом месте информация от ЦРУ (CIA - The World Factbook -- Kazakhstan). Всего на первой странице две ссылки, ведущие на казахстанские сайты, занимающие 5 и 6 места. На первых трех страницах ссылок на основные наши информационные сайты нет. По фразе "Kazakhstan news" еще интереснее: на первом месте, естественно, Google news с новостями: 1) Borat 'is the President of Kazakhstan' - Independent Online; 2) Kazakhstan's investments abroad total $18 billion - president - Interfax Russia; 3) Offending Kazakhstan - Globe and Mail; на втором - kazakhstan.com, с главными новостями: 1) 'Borat' tops US box office; 2) Oil, Cash and Corruption. на пятом месте - англоязычный сайт "Хабара", больше ссылок на сайты с суффиксом KZ на первых трех страницах НЕТ. Поиск по слову "Kazsat" выдает 114,000 ссылок, а по слову "Borat" - 36,600,000. Иными словами в Интернете, скорее, можно сотни раз случайно наткнуться на информацию о казахских катапультах, чем о казахстанских спутниках. Altavista выдала только одну ссылку на сайт mfa.kz на второй странице при запросе "Kazakhstan". На Yahoo сайтов "дот кей зэт" вообще нет на первых трех страницах при обоих запросах. А соотношение Kazsat:Borat составляет 23,500:33,100,000. Для сравнения при запросе "Estonia", Google выдает первой ссылку на официальный сайт страны: Estonia - Official State Web Center - www.riik.ee/en/. И большинство других ссылок на первой странице с индексом ЕЕ, в том числе на сайт Tourism.ee! Новостной secondhand Таким образом, можно сказать, что обеспечением мирового Интернет-сообщества информацией о нашей стране занимаются в основном сторонние информационные агентства. Благожелательно или нет настроенные к Казахстану, отдельный вопрос. Интересно, как бы изменился мир, если в 30-х годах пропагандой советского образа жизни занимался Геббельс? Еще раз хочу сказать, что наши электронные СМИ делают хорошие новости, реально отображающие нашу жизнь. Но основную массу их спонсоров интересует только посещаемость сайта внутри страны или региона. Так что спонсировать их внешнюю новостную деятельность это, скорее, задача государства. Самим же агентствам, надо научиться оптимизировать свои сайты для западных поисковых систем. И не только агентствам, но и казахстанским фирмам имеющим, а точнее обязанным иметь, собственные сайты. Потому что и на внутреннем информационном поле царит такая же картина, только роль "вторых рук" выполняют уже местные информагентства. Наши предприятия "закрыты". Новости на их сайтах, если таковые имеются, обновляются очень редко, или вообще не обновляются. При подобном раскладе про них можно насочинять что угодно, даже то, что на них тайно производится ОМП, и в это поверят. Чем это грозит, все понимают. Например, после появления в Казнете статей о скандале с закупкой оборудования для аэропорта Алматы, логично было бы предположить, что на сайте РГП "Казаэронавигация" (http://www.ans.kz) появятся какие-то комментарии к ним, или опровержения. Но, на этом сайте нет даже информации о проводимых тендерах! В данном случае я верю в честность наших журналистов. Но завтра может появиться уже нечестная статья про аналогичное предприятие и также опровержения не последует? Или другой пример. Почему компания Corel публикует отчеты о полученной прибыли на своем сайте, а АО "Казахтелеком" - нет? Хотя эти отчеты регулярно появляются в новостях на других сайтах. Такая вот трудноуловимая разница в подходах к одному и тому же вопросу руководств канадской и казахской компаний. Правда, нужно отметить, что после смены главы Казахтелекома обновление информации на сайте стало происходить намного лучше. Можно с уверенностью сказать, что самым безобидным следствием такой "шифровки" в Интернете может стать появление кучи новых "боратов". Кому это нужно? Чтобы информация о Казахстане в Сети была более доступной нужно больше не американцам и европейцам, а нам самим. Так как, по тому какая страна, судят и об ее гражданах. В свое время наши уехавшие немцы признавались мне, что распечатывают фотографии с chimkent.kz для того, чтобы доказать немецким немцам, что они не люди второго сорта из дикой страны, а бывшие граждане цивилизованного государства, и хотя бы поэтому - достойны уважения. Есть люди, которым выгодно, пользуясь отсутствием реальной информации, представить Казахстан слабым государством, а казахов - диким народом. Причин для этого множество, и политических, и чисто бытовых. Но, гражданам Казахстана, самим это не выгодно. Попав в другую страну, мы не захотим, чтобы на нас смотрели свысока. Имидж государства важен. И с задачей его создания только казахстанские спутниковые телеканалы и журналы не справятся. Хотя бы потому, что у них нет, а, учитывая и темпы развития Интернета в Америке и Европе, и никогда не будет такой аудитории как у информационных порталов, блогов, социальных сетей и т.п. Все большое начинается с малого. И несколько новостей о достижениях казахстанской науки, грамотно преподнесенных и растиражированных сайтами мировых СМИ, могут сделать для создания положительного имиджа Казахстана больше, чем вся антиборатовская компания. Коллаж с сайта http://www.lyakhov.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи