Опубликовано: 841

Наши реформы чужими глазами

Наши реформы чужими глазами

Казахстанским реформам в экономической сфере по-прежнему, как и десять лет назад, свойственна сильная противоречивость.

На это обращают внимание не только отечественные, но и авторитетные иностранные эксперты. Фактически, именно этот вывод можно назвать основным из конференции "Бизнес в 2006 году: как улучшить деловой климат в Казахстане", прошедшей в Алматы 19 апреля. Инициаторами конференции были "Агентство США по международному развитию" (ЮСАИД) и Всемирный банк. Ожидалось, что будут присутствовать высокопоставленные казахстанские чиновники, даже вице-премьер, но этого не случилось. Наверное, и хорошо - иначе иностранные участники конференции стали бы свидетелями того, как казахстанские бизнесмены в очень эмоциональной форме предъявляют претензии к нашим министрам за экономическую политику правительства. А так "отдуваться" пришлось менее значимым чиновным фигурам. Но спор между ними и предпринимателями все-таки, похоже, произвел впечатление на присутствовавших, хотя только для иностранцев он может быть чем-то новым - претензии были типичны: налоговая политика, практика администрирования в отношении бизнеса. Главной темой доклада, представленного на конференции, стало нынешнее положение Казахстана в сравнении со 154 другими странами с точки зрения условий для развития бизнеса. Причем, сделано это было в определенной динамике. Естественно, не могла не прозвучать тема казахстанских внешнеэкономических амбиций - и кластеров, и, особенно, планов по вхождению страны в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных национальных экономик мира. Этот путь, если верить докладу Всемирного банка, будет средней длины - сейчас, по его итогам, Казахстан стоит на 86 месте из 155. Но это, так сказать, усредненный показатель. По разным темам оценки места Казахстана в этом обширном рейтинге очень разные. Эксперты Всемирного банка отмечают, что за последнее время заметно упростились процедуры регистрации нового бизнеса. Показатель кредитно-информационного рейтинга республики повысился с нуля до трех. Положительно были оценены специалистами снижение стандартной ставки НДС с 16% до 15% и замена регрессивной ставки социального налога единой ставкой в 21%. Естественно, еще лучше оцениваются перспективные планы в этом направлении: снизить ставку НДС до 14% и уменьшить с 2008 года ставку социального налога на 30%. Похвалили эксперты банка нас и еще за ряд более мелких достижений. Но в число лидеров среди стран-реформаторов в 2004-2005 годах Казахстан все же не попал (как и в тридцатку стран, лидирующих с точки зрения простоты ведения бизнеса). Правда, компания в этом списке подобралась странная. Лидеры - Сербия, Черногория и Грузия. Вроде бы понятно - постсоциалистические страны, с большим "резервом" для реформирования. Но на пятом месте - Германия, на седьмом - Финляндия… Так что можно и не комплексовать: возможность для реформирования экономики есть всегда и у всех. Другое дело - конкретные замечания. Тут дело иное, ряд претензий вызовет удивление у кого угодно. Больше всего их в вопросах внешней торговли. Для осуществления импортных операций в Казахстане необходимо получить 18 документов, в то время, как в Дании - 3, в России - 8, в Турции - 11. Место республики с точки зрения простоты ведения бизнеса в части внешней торговли - 142-е. "В Казахстане установлены некоторые экспортные процедуры, которые считаются сложнейшими в мире", - сказано в одном из документов конференции. Лу Брэдфор, представитель Всемирного банка, заметил, что, согласно опросу наших предпринимателей, проведенному экспертами банка, с 2002 по 2005 было отмечено улучшение в исполнении контрактов, бизнес-регистрации, улучшилась сама по себе законодательная база и сохранилась макроэкономическая стабильность. - Но есть сферы, где ситуация ухудшается. Это в основном вопросы конкуренции - малому и среднему бизнесу трудно найти "место под солнцем". Зарегистрироваться-то бизнесмену можно, но после этого надо начинать действовать, а он сталкивается с целым рядом различных проверок. Ситуация с коррупцией в экономике страны не улучшается, - заявил эксперт. В части борьбы с коррупцией особых рекомендаций на конференции дано не было, что и понятно. Но ряд конкретных советов по развитию бизнеса прозвучал. Например, внедрение стандартных форм регистрации новых компаний, упрощение порядка лицензирования и оформления экспортной документации.
Загрузка...

[X]