Опубликовано: 1197

Наше кино без звездной болезни

Наше кино без звездной болезни

Закончившийся на прошлой неделе казахстанский кинофестиваль "Звезды Шакена-2004" не обошелся без курьезов и накладок. Но особых конкурсных неожиданностей не случилось.

Призы и премии достались тем, кто еще до признания в родном отечестве был награжден на европейских и российских фестивалях. Это фильмы "Шиза", "Немая прохлада" и "Остров возрождения", уже замеченные критиками и киноведами. Ажиотажа среди кинолюбителей в дни фестиваля не замечалось. В это же время в кинотеатрах шли американские боевики и блокбастеры, комедии и мелодрамы, а к этим жанрам наш зритель в последнее время тяготеет больше, чем к так называемому авторскому кино. Поэтому, видимо, на показах конкурсных фильмов фестиваля, куда был открыт доступ всем желающим, очередей не было. И на торжественную церемонию его открытия собралась у Дворца республики небольшая толпа молодежи. Те, кто стояли поближе к красной "звездной" дорожке, увидели главное событие вечера. Это произошло, когда гостья из Франции, знаменитая Анжелика - актриса Мишель Мерсье запнулась, упала и, поднявшись, не смогла надеть туфли. Поддерживаемая народным любимцем Асанали Ашимовым, она прошла босиком перед камерами и фотоаппаратами так красиво, что поневоле закралась мысль о срежиссированности этого экспромта. С Мишель Мерсье общались студенты академии искусств имени Жубанова, а также журналисты и российские и казахстанские актеры. Но самым интересным был диалог, конечно, через переводчика, между нею и народным артистом России Александром Филиппенко. Он рассказал ей о том, что много лет читает со сцены интермедию Михаила Жванецкого, в которой его персонаж огорчается, что никогда уже не будет молодым, не побывает в Париже и его не полюбит Мишель Мерсье. И вот, восклицал он, теперь в Алматы эта встреча состоялась. Взволнованным артист был еще и потому, что его школьные годы прошли в Алматы, и в первое же утро он отправился в когда-то родной двор, где погладил ствол старого карагача, вспоминая юные годы. Но главные мечты и ожидания все же переживали участники конкурсных программ фестиваля. Награда за лучший дебют в Каннах фильму "Шиза" и Гран-при 13-го открытого международного фестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок" в Анапе картине "Остров возрождения" - это большой успех. В Анапе даже говорили о казахском "киношоке", так как сразу три награды были присуждены казахским фильмам. Но признание в своем Отечестве, конечно, тоже нужно и важно. Тем более что все эти фильмы сняты в Казахстане и о казахстанцах. О фильме "Шиза" режиссера Гульшад Омаровой сказано уже очень много. И после его демонстрации выходящие из зала молодые люди говорили то, о чем уже успели написать в прессе. Кто-то выражал сожаление, что если судить по этой картине, то у нас в стране страшная разруха, степь да степь кругом, все курят анашу и участвуют в криминале. Кто-то, наоборот, говорил, что фильм добрый, несмотря на жесткий сюжет, что хэппи-энд делает его оптимистичным и светлым. Третий, скорее всего студент академии искусств, заметил, что это вовсе не элитное, не фестивальное только кино, как упрекали его авторов, а самое что ни на есть массовое, понятное любому человеку. То же самое мнение, но уже о фильме "Остров возрождения" я услышала от зрителей после его просмотра. Тонкий, психологичный рассказ о первой любви школьников, которых взрослые со своей советской идеологией не могут понять. Красота родного края и поэзия первого чувства в этом фильме сделали его близким и понятным многим людям, даже тем, кто не владеет казахским языком, на котором идет почти вся картина. Эти диспуты "на ходу" после сеанса не могут не радовать. Осталось только запустить наши фильмы в прокат, чтобы их смогли увидеть как можно большее число зрителей. Но вот с этим как раз проблемы. Чтобы раскрутить ленту, добиться ее коммерческого успеха, надо не меньше тридцати процентов ее бюджета направлять на пиар-компании, на продвижение картины. У нас пока это никто не делает. Но фестивали, подобные "Звездам…", все-таки способствуют пропаганде отечественного кино, привлекают к нему внимание. По признанию режиссера картины "Остров возрождения" Рустема Абдрашева, после его успеха на "Киношоке" ему сделали не одно предложение снять новую картину. С российской стороны даже предлагали немалые средства, но точно такую же сумму нужно было найти и с казахстанской стороны, чтобы это был совместный проект. Но пока в республике мало кто из крупных предпринимателей верит в то, что кино может принести прибыль. Хотя все предпосылки к этому есть. "Казахфильм" благодаря съемкам национального мегапроекта "Кочевник" превращается в современную кинокомпанию, с соответствующим оборудованием. Как показали последние фестивали, у нас есть талантливые режиссеры, сценаристы, художники, операторы, актеры. И успехи есть не только в игровом кино, но и в других жанрах - документальном, анимационном. Кстати, на фестивале "Звезды Шакена" случился небольшой конфуз. Победитель в номинации "Неигровое кино" режиссер Владимир Тюлькин заметил, что с его фильмами все время происходят какие-то странные вещи. Вот и на этот раз в конкурсе показали совсем не тот фильм, который потом был объявлен как победивший. "За что же меня наградили?" - спросил режиссер прямо со сцены, держа позолоченную награду. "За талант!", - нашлись ведущие. Документальное кино, этот слепок истории, у нас развито неплохо. Казахстанские сценаристы и режиссеры сделали подарки казахстанцам, создав ленты и к 150-летию Алматы и к 60-летию Великой Победы. Развивается и кино молодых. В этой номинации лучшей признана полнометражная картины "Немая прохлада" режиссера Серикбола Утепбергенова, сына известного актера Ментая Утепбергенова. Вообще, тема традиций и преемственности поколений звучала на фестивале постоянно. В начале торжественной церемонии награждения его организаторы придумали интересный ход. Демонстрируя отрывки из старых известных казахстанских фильмов, они тут же показывали эти же сцены, но в исполнении современных актеров. Не забыли на фестиваль пригласить и ветеранов казахского кино, работавших на киностудии еще в годы войны. Главный урок второго казахстанского кинофестиваля, наверное, в том, что и национальная кинокомпания, и в целом вся казахстанская киноиндустрия переживают сейчас второе рождение. Если государство и бизнес поддержат уверенного зашагавшего малыша, он пойдет вперед семимильными шагами. И на больших экранах будут не только "Гарри Поттеры", но может быть, и персонаж нашумевшей недавно казахстанской книжки о мальчике Аргуна. Лишь бы победы не вскружили головы режиссерам и актерам. Впрочем, вряд ли и после наград наступит расслабление. Чтобы выжить, им надо работать. А нам - ждать новых картин, новых героев и новых побед.

[X]