Опубликовано: 1500

Налоговый дуплет

Налоговый дуплет

Среднесрочная фискальная политика правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы предусматривает возможность перехода на всеобщее декларирование доходов физических лиц.

Как сказано в документе, это будет сделано "с целью реализации задач по снижению налоговой нагрузки, стимулирования диверсификации и развития новых отраслей экономики". Более того, в будущем произойдет постепенное перераспределение налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц во имя усиления конкурентоспособности казахстанской экономики при условии роста благосостояния населения. Данные нововведения, конечно, преследуют цель придать экономическому развитию страны новый импульс. Но одновременно правительство, скорее всего, хочет решить еще одну задачу: вывести из теневого оборота заработную плату. Всеобщее декларирование доходов физических лиц означает, что, узнав объемы доходов, налоговые службы станут контролировать и расходы. Сделать крупные покупки (недвижимость, автомобили, приобретение бизнеса и т.д.) казахстанцы, получающие заработную плату в конвертах, просто не смогут - иначе как они объяснят происхождение крупных сумм денег? Хотя за счет уменьшения налогового бремени для работодателей и происходит официальное повышение заработной платы, но экономисты отмечают тот факт, что потребительский спрос все-таки растет гораздо быстрее, чем налоговые сборы. Значит, серая схема выплат зарплат все еще процветает. Нетрудно предположить, что всеобщее декларирование доходов вряд ли враз решит все проблемы и значительно увеличит налоговые поступления. Во-первых, оно затронет интересы лишь небольшого круга людей, которые имеют неофициальные доходы. Во-вторых, далеко не всегда всеобщее декларирование является синонимом всеобщего учета и тотального контроля. Во многих странах, где практикуется всеобщее декларирование, по-прежнему существует теневая зарплата. С 2000 по 2004 год в России налоговая служба уже пыталась контролировать приобретение недвижимости, автомобилей и ценных бумаг, однако систематизировать эту работу она так не смогла. Неофициальные доходы практически не приносят никакой головной боли тем, кто их имеет. Тем более, что находится множество лазеек, куда можно их успешно определить. Вот только один из способов. В соседней России Федеральная налоговая служба рассматривает возможность получения налоговыми органами информации о кредитах, выданных кредитными организациями физическим лицам, а также платежах по возврату кредитов. Таким образом, в рамках борьбы с "серыми" зарплатами налоговые органы хотят выяснить, сколько же на самом деле зарабатывают россияне. (По оценкам российского Министерства финансов, сейчас в конвертах выплачивается примерно треть зарплат). Отсутствие "белой" зарплаты сегодня не является препятствием для получения банковского кредита не только в России, но и в Казахстане. Банки прекрасно понимают, что "серые" зарплаты практикуются как раз в среде высокооплачиваемых, а значит, и кредитоспособных, специалистов. Здесь расчет прост: пришел клиент, нужно его обслужить. Риски банков при этом минимальны: если платежеспособность клиента окажется на недостаточном уровне, то в качестве компенсации имеется залог. Благодаря притоку клиентов, в том числе и с "серыми" доходами, ссудный портфель банков растет стремительными темпами вот уже несколько лет. Только за первое полугодие казахстанские банки выдали кредитов на сумму 637 миллиардов тенге (прирост 20,8 процента), общий же их ссудный портфель составляет 3,7 триллиона тенге. При этом доля стандартных кредитов по состоянию на 1 июля 2006 года находится на уровне 58,5 процента, сомнительных - 39,2 процента, безнадежных - 2,3 процента. Качество кредитного портфеля, по оценке специалистов, остается приемлемым. Главное, не происходит увеличение доли безнадежных кредитов, а сомнительные кредиты имеют обыкновение легко перетекать в категорию стандартных, поскольку очень часто просрочки платежей (из-за чего кредиты становятся сомнительными) происходят либо из-за забывчивости заемщиков, либо из-за их чрезмерной занятости. Серые схемы получения кредитов, скорее всего, будут существовать и впредь. Раскрытие информации о кредитах, полагают аналитики, не может принести пользы ни банковской системе, ни экономике в целом. Любой стране нужна нормально функционирующая финансовая система: за счет кредитования развиваются не только банки, но и экономика. Банкиры считают, что концентрация средств населения в банках куда важнее, чем увеличение собираемости налогов. Сможет ли правительство, в таком случае, достичь своей цели - стимулировать развитие новых отраслей экономики - только за счет того, что будет введено всеобщее декларирование доходов? Сомнительно. Налоговые поступления от того, что всех граждан призовут быть искренними с налоговыми службами, безусловно, несколько увеличатся. Но не настолько, чтобы можно было решать структурные экономические проблемы. Никто не подсчитывал, что от этого выиграет республиканская казна. И такие подсчеты, даже если бы они существовали, не были бы особо оптимистичными. В первую очередь потому, что количество людей, получающих "серую" зарплату не велико. Зато прибавится головной боли остальным налогоплательщикам, которые будут вынуждены включиться в бюрократические игры…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи