Опубликовано: 900

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим

В те времена, когда некогда огромная страна строила светлое будущее, как-то не принято было говорить и писать о том, что до 40 процентов прибыли государственная казна имела от производства и продажи спирта и ликероводочных изделий.

В эпоху, в которой мы живем, государство первым делом провело разгосударствление торговли, а за этим пошла приватизация всего вся. В том числе и предприятий по производству алкогольной продукции. В наше время уже не проблема хоть среди ночи приобрести бутылочку-другую вожделенной жидкости. А производители спирта и продавцы неплохо на ней зарабатывали. Государственные мужи, которые периодически знакомились с ростом прибыли спиртоводочных заводов, решили этому явлению дать правовую оценку. И дали. Сейчас мажилисмены республики с интересом изучают законопроект "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". В концепции проекта принятие нового закона обосновывается тем, что ввиду высокой доходности алкогольной отрасли очень высока и степень ее криминализации. Для защиты экономических интересов жизни и здоровья граждан государству необходимо обладать мощными рычагами воздействия на эту, заведомо криминализированную отрасль экономики. В чем суть нововведений? Прежде всего признано, что ныне действующий закон с одноименным заглавием, принятый парламентом 16 июля 1999 года с изменениями и дополнениями, внесенными 10 марта и 13 декабря 2004 года, 11 декабря 2006 года и 12 января 2007 года исчерпал свои возможности и в настоящее время не позволяет добиться коренного перелома. Сегодня в республике этиловый спирт из зерновых культур и патоки вырабатывается на 23 заводах мощностью 23, 7 миллиона декалитров в год, водка производится на 45 заводах производственной мощностью 30, 2 миллиона декалитров в год, а ликероводочные заводы выдают "на гора" 10,8 миллиона декалитров в год. Если суммировать все мощности заводов, то получится, что на каждого гражданина республики, от грудного младенца до преклонных лет аксакала, производится более сорока литров в год. Это, не учитывая той водки, коньяка и вина, которые наша страна импортирует из государств дальнего и ближнего зарубежья. В то же время в предлагаемом правовом документе приводятся статистические данные, которые позволяют предположить, что мощности всех спиртоводочных заводов используется далеко нерентабельно. За все годы, начиная от 2004 до прошлого годов, производственный потенциал этих предприятий был задействован от 18 до 9 процентов. А это создает мнение, что на монстрах ликероводочной продукции много "горячительного" выпускалось в обход государства, поддерживая на плаву теневой бизнес. В проекте упомянутого выше закона много чего вводится нового. К примеру, предполагается оснастить все линии розлива ликероводочной продукции системой контрольного учета всех стадий технологического процесса. В режиме реального времени автоматизированная система передачи информации будет оповещать контрольные органы о количестве продукции на всех стадиях производства. Эта мера, по мнению авторов законопроекта, позволит не только пополнить государственную казну за счет налогов, но и "перекроет кислород" теневому алкогольному бизнесу. Для реализации этой идеи предполагается внести соответствующие изменения в уголовный, КОАП, таможенный и трудовой кодексы. Для того, чтобы войти в ряд цивилизованных государств, предполагается установить запрет продажи алкогольной продукции по выходным дням, ограничить время торговли водкой и другими алкогольными продуктами в будние дни с 10 часов утра до 22 часов вечера. При этом законодателям предлагается увеличить возрастную планку продажи алкогольной продукции с 18 до 21 года. Многие предприниматели Костаная и области, которые торгуют ликероводочными изделиями, не стали дожидаться решения парламента, а ввели запрет на розничный розлив даже пива в магазинах, ввели и возрастные ограничения на продажу водки с 21 года. А эта инициатива была с одобрением воспринята всеми слоями общества. Уже не наблюдается картина, как ребенок, просящий у мамы шоколадку, дышит перегаром затрапезного вида гражданина, которые заливает "пожар души" двумя кружками пива. Предприниматели, держащие магазины с ликероводочными изделиями, в штыки восприняли один пункт из проекта нового закона. Если в действующем законе в статье под номером 9 устанавливалось расстояние от такого магазина до школ, детсадов и прочих культурных центров в расстояние 100 метров (в просторечье "стометровка"), то в проекте нового закона в статье 11 данное расстояние выросло до 150 метров. Более 150 владельцев магазинов, входящих в Ассоциацию предпринимателей Костанайской области направили в мажилис свой протест. Есть протесты владельцев магазинов и из других городов и весей Казахстана. Магазин не передвинешь, а значит, нужно исключать из ассортимента ликероводочные изделия. А такая переориентация снизит получаемую прибыль. Протестующих можно понять. Кто захочет спиртного, тот не посмотрит, за сколько метров от школы расположен магазин. В погоне за удовлетворением сиюминутного желания, страждущий пробежит не только стометровку, но и весь километр…. В процессе подготовки законопроекта были исследованы многочисленные данные по законодательству в этой сфере в различных странах мира. В той же Всемирной Торговой Организации ужесточены требования к производителям и продавцам алкогольной продукции. Кстати все издержки, возникающие при реализации нового закона, ложатся на плечи самих производителей и реализаторов. В документе прямо указывается, что для введения нового закона в действие дополнительные финансовые затраты из госбюджета не потребуются.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи