... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Аналитика

Меркель больше не хозяйка Европы?

30.01.2015

В Берлине плюс один градус и светит солнышко. Но настроение у фрау Меркель пасмурное. Похоже, пресса окончательно отвернулась от официального Берлина и приняла альтернативную точку зрения на европейскую политику. По мнению канала N-TV, Европа больше «не говорит по-немецки». И виной тому «серия неудач» Ангелы Меркель.

Об этом в репортаже из Брюсселя рассказал широкой публике Эрик Бонзе (Eric Bonse).

По мнению известного аналитика, результат выборов в Афинах — это отражение политического проигрыша Меркель и «кульминация серии провалов» немецкой политики в целом. После таких просчётов канцлеру придётся «побороться за власть».

Конечно, немецкое правительство сделало «хорошую мину при плохой игре». После победы на греческих парламентских выборах левых канцлер Ангела Меркель и министр финансов Вольфганг Шойбле заявили, что напряжённость, мол, теперь позади. «Никто ни к чему не призывает Грецию», — сказал Шойбле на заседании Еврогруппы в Брюсселе. Ну, а Меркель поздравила победителя выборов Алексиса Ципраса и произнесла дежурные слова о сотрудничестве, укреплении, углублении, дружбе и снова углублении.

Журналист несколько удивлён подобными заявлениями. По его мнению, немецкие власти рассуждают так, будто в Греции «ничего, абсолютно ничего» не произошло, ничего такого, что вообще как-то связано с германской и европейской политикой.

Но ведь Ципрас пообещал своим избирателям «покончить с диктатом» Брюсселя и Берлина! И Меркель с Шойбле выделили средств на помощь Греции куда больше, чем любые другие лидеры стран ЕС. И поэтому поражение на выборах консервативного кандидата (бывшего премьер-министра Антониса Самараса) — это поражение Меркель и Шойбле. И это поражение не скроешь за «дипломатическими фразами», пишет аналитик.

Кроме того, результат греческих выборов — «не первый провал немецкой европейской политики в этом году», добавляет автор.

Несколько дней назад президент Европейского центрального банка Марио Драги сумел возразить Германии и принял «трудное решение» о старте программы количественного смягчения: выпуске облигаций на триллион евро. В итоге — политическая напряжённость. Меркель попыталась «сохранить лицо», объяснив, что программа количественного смягчения не должна отвлекать «от реформ в зоне евро».

Заявление, в сущности, совершенно пустое, которое следует отнести к разряду «бла-бла-бла», добавим от себя. И показывающее, что канцлерша раздражена и серьёзно рассердилась. Недаром журналист употребил ниже в её адрес нелестный эпитет «stinksauer». Перевести можно по-разному, все варианты указывать не будем, ибо имеются среди них и грубоватые. Короче говоря, Ангела осерчала на непокорный ЕЦБ.

Программа запущена, Меркель остаётся принять её как должное.

Это не всё. Пару недель назад Европейская комиссия в лице председателя Жан-Клода Юнкера и комиссара по экономике и финансовым делам Пьера Московичи, обсуждая Пакт стабильности и развития для ЕС, высказали предложение в адрес Франции и Италии, согласно которому названные страны должны избегать бюджетных дефицитов при реализации новых структурных реформ. Это звучит не то чтобы против политики Ангелы Меркель, однако здесь явно заключается несогласие с ней, считает обозреватель.

Дело в том, что подходы еврокомиссаров обнаруживают некоторую гибкость, отличную от идей немецкого канцлера.

Канцлер и «её европейский комиссар» Гюнтер Эттингер «высказали недовольство», узнав о подробностях нового «гибкого» плана. Мало того, им очень не понравилось, что узнали они о плане… из газет. (Никто, видно, и не планировал обсуждать с ними заранее все тонкости новой экономической политики ЕС.)

По сути, немецкое федеральное правительство уже не участвует в действиях, которые наметили Юнкер и Московичи в отношении Парижа и Рима. А ведь уже в марте комиссия примет окончательное решение по Франции и Италии!

Итак, Германия уже не имеет той силы, что прежде. «Потерянные» выборы в Греции, «проигранная битва» с ЕЦБ и это поражение с Европейской комиссией. Это же «целая серия» провалов.

Прошли времена, пишет аналитик, когда «железная канцлерша» могла делать в Европе всё, что заблагорассудится, и делать так, как ей «это нравилось». Канули в Лету те времена, когда политики из ХДС ликовали: «Европа говорит на немецком!»

Оказалось, что на самом деле Меркель «не всемогуща».

Впрочем, есть и иное мнение.

Социолог Ульрих Бек считает, что «дойче Ойропа» — вовсе не миф, и что подобная цель довольно близка. Ангеле Меркель «просто нужно включиться» в те сферы, из которых она пока выключена. Да, сегодня греческие избиратели и Комиссия ЕС в Брюсселе видят себя в качестве политического противовеса Берлину, однако Берлин тоже может действовать соответствующим образом.

Штука в том, что без решений Меркель и Шойбле Греция не получит «никакой новой программы помощи». Германия имеет в этих вопросах право вето.

Ну, и вопрос Франции и Италии. Здесь Брюссель тоже не может решить дело «в одиночку», и никакая «гибкость» не поможет.

В общем, много чего зависит от согласия Берлина или от его возражений.

Во всех этих конфликтных проявлениях Эрик Бонзе видит источник новой борьбы за власть. Меркель не собирается отказываться от своего влияния в европейской политике.

Пока, добавим от себя, Ангела Меркель выступает на другом фронте. На том, где речь тоже идёт о больших деньгах. И о будущем Европы, разумеется.

С Ангелой поговорил по телефону Барак. Тот, который Обама. Пресса сообщила об этом 28 января.

Президент США и канцлер Германии предсказуемо сошлись во мнении насчёт «призвать к ответу Россию» и дать много денег Украине.

Обама и Меркель считают, что Москву следует привлечь к ответственности, потому что она поддерживает «сепаратистов» на востоке Украины.

Политику ущемления России Ангела Меркель реализует и «самолично»: недавно в интервью «Frankfurter Allgemeine Zeitung» она сообщила, что Россию не пригласят на июньскую встречу «большой семёрки» (саммит роскошно обставят в альпийском замке Эльмау, Бавария). Высказывания Меркель были довольно резкими, если не сказать злыми: G-7 она назвала клубом с «общими ценностями», в который Россию не зовут потому, что она общих убеждений не разделяет.

Таким образом, старушку Меркель рановато списывать с европейских счетов. Её опыту в политике (в ней она едва ли не с младых ногтей) могут позавидовать многие и многие партийцы и министры, кое-кого из которых она переживёт на политической сцене. Еврокомиссары, конечно, могут быть «гибкими», но только в тех пределах, которые дозволяет власть упомянутого Берлина.

И если Берлин (то есть Ангела) решит, что «евроколхоз» должен помогать деньгами братской Украине и давить на небратскую Россию, то так оно и будет. Да босс всея Земли Обама и не позволит, чтобы было иначе.

Греция же Ангелу и её министра не волнует, они давно об этом сказали. Пусть хоть выходит из ЕС. Берлин прекрасно знает, что Греция не выйдет, потому что стране, привыкшей жить на подачки, идти попросту некуда.