Опубликовано: 1593

Ликбез для дошкольников

Ликбез для дошкольников

Сегодня в Казахстане только 19 процентов детей в возрасте от одного до шести лет охвачены дошкольным образованием.

Устранить этот недостаток должна Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы. Многие родители и сейчас с содрогание вспоминают приснопамятные времена 90-х годов прошлого столетия, когда в массовом порядке прекращали функционировать детские сады. Причины назывались разные от абстрактного "сложности переходного периода" до передачи в частные руки с целью сокращения расходных статей бюджета. Подобная участь постигла и многие ведомственные детские сады, для которых кризис их содержащих учреждений стал фатальным. Это привело к тому, что с 1993 по 1998 г. число детских садов сократилось в Казахстане почти в пять раз. Страшная статистика - в 1997-98 учебном году дошкольные учреждения посещало только 9% детей до шести лет. Финансирование дошкольных организаций по остаточному принципу, привело к увеличению оплаты пребывания ребенка в детском саду, что сделало дошкольные организации недоступными для малоимущих слоев населения, которые наиболее нуждаются в них. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы разработанная Министерством образования и науки, одной из приоритетных задач считает восстановление дошкольного образования. По мнению специалистов-педагогов, успех школьного обучения и дальнейших жизненных навыков подростков в значительной степени зависит от развития базовых, социальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Для реанимации дошкольной подготовки необходимо в минимальные сроки расширить сеть детских садов. В связи с этим Министерство образования и науки Казахстана направило свои предложения в Министерство экономики и бюджетного планирования республики, чтобы освободить от налогооблагаемой базы расходов те организации, которые будут строить и реконструировать детские сады. Всего согласно принятой Госпрограмме развития образования до 2010 года планируется построить 161 дошкольную организацию на 23 тысячи мест. Однако даже с учетом этого объема потребности страны в дошкольной подготовке будут удовлетворены на семьдесят пять процентов. Среди новшеств Министерство образования и науки предполагает открывать в республике детские мини-центры, где дошколята будут находиться не целый день, а лишь 2-4 часа. К 2008 году в Алматы при школах будут созданы восемьсот дошкольных мини-центра на 20 тысяч детей. Актуальность Государственной программы развития образования в республике подтверждается тем, что, несмотря на положительные подвижки последних лет, ситуация в дошкольном образовании остается далеко не нормальной. Так по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций выросло всего один процент, в то время как рост контингента для них - почти на девятнадцать процентов. Этот факт красноречиво свидетельствует о растущем дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями ее удовлетворить. В результате на сто мест в дошкольной организации сегодня приходится около ста тридцати детей. В целом по республике около 22 тысяч детей ждут своей очереди для устройства в дошкольные организации. Еще в 1999 году постановлением Правительства в Казахстане была введена обязательная предшкольная подготовка детей. По этому постановлению для детей 5-6 лет открываются одногодичные предшкольные классы на базе общеобразовательных школ, детских садов и других учреждений образования вне зависимости их ведомственной принадлежности и формы собственности. При этом финансирование предшкольной подготовки в государственных организациях осуществляется исключительно за счет государственных средств. Только за последние три года создано 12 тысяч предшкольных формирований с охватом шестидесяти трех процентов 5-6 летних детей по всей стране. Казахстан сегодня единственная республика, среди стран СНГ, которая законодательно закрепила за ребенком право на предшкольную подготовку. В главном мегаполисе страны - Алматы - сегодня функционируют153 дошкольных учреждения, которые посещают 27 тысяч юных горожан. Для решения задач декларируемой обязательной предшкольной подготовки в 89 детских садах Алматы действуют 140 групп предшкольной подготовки рассчитанных на 3,5 тысячи детей. На базе 43 алматинских школ уже открыты 68 классов предшкольной подготовки, которые обеспечивают начальные знания еще полутора тысячам алматинских детей. Стоит отметить, что все классы и группы предшкольной подготовки для детей 5-6 лет полностью финансируются из городского бюджета. А вот дети до пяти лет содержатся в детских садах за счет родительских платежей - порядка 7-8 тысяч тенге в месяц. О том значительна или нет эта сумма, можно судить в сравнении с частными детсадами, где ежемесячная плата может достигать сорока тысяч тенге. Вместе с тем в настоящее время только около 40% детей страны в предшколе обеспечено учебниками за счет местных бюджетов. В действующих детских садах морально и физически устарела материально-техническая база. Очевидна и кадровая проблема дошкольного воспитания. Только 58% районных и городских отделов образования укомплектованы специалистами по дошкольному воспитанию. При этом семьдесят процентов дошкольных учителей, что составляет 4,5 тысячи человек, находятся в предпенсионном и пенсионном возрастах. Многие из них приходят в предшколу дорабатывать после напряженных десятилетий в общеобразовательной школе. Эксперты-психологи обеспокоены этим фактом, так как дети, у которых воспитатели пожилого возраста испытывают определенный эмоциональный дискомфорт, отражающийся на их личностном развитии. Наблюдается вполне объяснимый эффект "несоответствия" - пожилые наставники не могут обеспечить личного участия в детских играх, что для детей склонных к подражанию очень важно. Впрочем, социальные корни этой проблемы общеизвестны - мизерная зарплата способна привлечь только тех кто "дорабатывает" до пенсии. Не вызывает особого оптимизма и квалификация специалистов предшколы. Высшую категорию имеют лишь 12% воспитателей, первую категорию - 28%, вторую - 29%, без категории вовсе работает 31 % педагогов. Поэтому главная ответственность возлагается, прежде всего, на родителей, которые обязаны подготовить ребенка к школьной жизни с учетом современных требований. В связи с этим Министерство образования озаботило соответствующие структуры с целью разработки необходимые рекомендации родителям, дети которых не посещают дошкольные учреждения. Для реализации этой задачи предложено создать республиканскую программу повышения квалификации родителей.
Загрузка...

[X]